Взаимодействие со слушателями

Технология взаимодействия со слушателями предполагает следующее:

§ педагогическую инструментовку совместной работы со слушателями (общая позиция «Мы», риторические вопросы, апелляция к воспоминаниям, вопросы и ответы, фиксация состояния, согласия, реагирования, характера работоспособности слушателей, анализ и оценка общей совместной работы);

§ просьба о помощи и оказание помощи в случае необходимости (просьба в оборудовании занятия, в ассистировании оратору, в отклике на материал, в более удобном расположении и другое);

§ поло-ролевую дифференциацию слушателей (при обращении, при вопросах, при апелляции к воспоминаниям);

§ соблюдение элементарных поведенческих норм, принятых в современной культуре, таких, как «правило одного голоса», тишина в аудитории, соблюдение чистоты, исключение дополнительных видов деятельности (беседа с соседом, питание, чтение газеты, вышивание и другое);

§ этику взаимодействия со слушателями (обращение и приветствие слушателей, положительное подкрепление в адрес слушателей).

Этические нормы взаимоотношения людей играют продуктивную роль во взаимодействии «оратор — группа». Поэтому педагог, отправляясь на встречу с группой, наряду с тщательной отработкой содержания и методики подачи информации, продумывает также и те моменты, где отношение к публике (группе) выступает ярко, выпукло в качестве объекта внимания всех участников совместной работы. В первую очередь, таким моментом являются минуты встречи: обращение, приветствие, положительное подкрепление в адрес всех присутствующих.

Это выглядит примерно так: «Дорогие друзья, добрый день! Благодарю за честь работать в такой умной и доброжелательной группе...»

Немаловажное значение будет иметь завершение выступления, поэтому педагог и этот момент хорошо продумывает: благодарность в адрес слушателей, выражение удовлетворения работой, добрые пожелания, прощание.

А это выглядит примерно следующим образом: «Спасибо. Мне понравилось с вами работать. Буду рад встретиться с вами вновь! До свидания, уважаемые слушатели! Всего хорошего...»

В том случае, если со стороны группы звучит вопрос, оратор благодарит за вопрос, прежде чем ответить. Такая же благодарность направляется при замечаниях, добавлениях, репликах или выраженной благодарности слушателей. Подчеркнем: возраст публики не имеет значения, благодарность направлена и в адрес ребенка, поставившего вопрос оратору.

Не исключена возможность сопровождения ее положительным подкреплением в адрес активного слушателя. Оратор говорит: «Красивый вопрос. Благодарю вас», или «Очень интересное добавление. Я рад, что работаю с такой просвещенной и умной группой».

Поза оратора — это поза открытая для взаимодействия со слушателями, поэтому ей присущи все черты позы, характерные для общения: отсутствие «замков», «платье доброжелательности», «диагональ» (хотя именно оратору приходится инструментовать «вертикаль» как некоторый временный уход от слушателей в целях наибольшей сосредоточенности на материале изложения), отсутствие угрожающих поз и прочее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: