Определение ключевого понятия

Определение ключевого понятия следует за планом и позволяет оратору и слушателям размышлять об одном и том же предмете, ибо определение предмета разговора было дано заранее. Многозначность слов вынуждает неукоснительно исполнять данное требование к ораторскому выступлению. Нетрудно перечислить длинный ряд понятий, которые даже среди взрослых людей понимаются по-разному.

Например, такие понятия, как «свобода», «дисциплина», «справедливость», «смелость», «счастье», «долг», «чистоплотность», «джентельмен», «порядочность» и другие.

Поэтому привычным для педагога должно быть обращение к словарю, к научной литературе, чтобы, прежде чем выстраивать выступление, обрести и точно сформулировать исчерпывающее определение ключевого понятия. Если педагог собирается говорить о каком-либо явлении, он должен предложить слушателям свой вариант лексического значения понятия. При этом неплохо проговорить и другие значения, которые на время разговора исключаются оратором.

Например, педагог-оратор предлагает рассмотреть процесс приобретения детьми жизненного опыта. Первоначально следует определить, что имеется в виду под словом «опыт», исключить понимание под «опытом» «научного эксперимента»...

Предположим, педагог объявляет своим вопросом «воспитание гражданственности». Необходимо тут же очертить ракурс рассмотрения: с точки зрения этики или же политики предполагается данное рассмотрение заявленного понятия.

Скажем, педагог с детьми планирует разговор о взрослости. Открыв толковый словарь, убеждается в ряде значений этого слова. Теперь ему предстоит, развернув перед слушателями семантический веер, избрать объектом рассмотрения одно из значений.

Надо помнить, что любое определение выстраивается таким образом, что сначала указывается на его отношение к более широкой группе предметов - «подведение под широкое понятие» (скажем, стул - это мебель.., совесть - этическая категория...), а затем выделяется существенный признак предмета, наличие которого и делает предмет тем, чем он является (например, «Совесть — этическая категория, указывающая на способность человека соведать о самочувствии и сопереживать самочувствию другого человека при каких-либо действиях субъекта»).

Ораторская техника требует, чтобы оратор умел произносить по-особому то центральное понятие, которое отражает рассматриваемое явление: с акцентом на данном слове, с опорой на гласные звуки, с артикуляционной тщательностью, с определенной экспрессивной окраской, несущей в себе отношение оратора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: