Схема 8

Представленная содержательная картинка профессиональной техники педагога может использоваться в качестве дополнительной опоры для самостоятельной работы педагога над своим телом. Если сначала оценить характеристики, расположенные справа, а лишь потом поглядеть на технические данные слева, то наконец, можно освободить себя от принудительного «самовоспитания» тех милых и удобных качеств, которые так ценятся в общении с людьми и которые с трудом формируются автономно. Но, наконец, можно освободиться и от расхожего сковывающего активность суждения о том, что «педагогами рождаются». Связь психофизического аппарата и этих милых качеств проступает отчетливо, и тогда понятным становится, что «самовоспитание» следует направлять не на следствия, а на причину — на характеристики своего психофизического аппарата.

* * *

Итак, мы выделили еще одно направление в профессиональной подготовке педагога к успешной работе с детьми. Культивирование техники владения телом, — пожалуй, самое простое в системе овладения педагогической технологией, ибо необходимые упражения можно проделывать лабораторным путем, ежедневно и, главное, вне зависимости от наличия или отсутствия свободной аудитории. Постоянный труд над голосом, мимикой, пластикой, позой и темпо-ритмом движений очень скоро положительно скажется на взаимодействиях с окружающими людьми: нас будут «слышать», нас будут «видеть», нас станут «замечать» в контексте многообразия объектов действительности: на голос откликаться, при появлении вставать навстречу, при организации работы учитывать наши особенности и пристрастия.

Правда, решающим все-таки окажется другое, о чем высказался однажды философ Ф. Ницше: «Когда человек долго и умно мыслит, то не только его лицо, но и его тело приобретает умное выражение». Продолжим: нами станут любоваться вне зависимости от конфигурации носа, цвета и длины волос, изгиба шеи или же качества модной одежды, что немаловажно для нашего общего жизненного самочувствия и общего состояния счастья в контексте профессиональных успехов.

Вопросы для углубленного осмысления

1. Воспроизведите в памяти портрет актрисы Ермоловой кисти художника Серова. Рядом расположите мысленно портрет, созданный Леонардо да Винчи, известный под названием «Дама с горностаем». Обратитесь к этим дамам с приветствиями. Чем они разнятся? И почему?

2. Составьте из разных скороговорок нечто подобное рассказу — пусть смешному и нелепому, но чтобы скороговорки шли одна за другой. Прочтите громко, скоро и внятно.

3. Попробуйте с домашними в один из вечеров разговаривать мимическими и пластическими средствами — не воспроизводя языка глухонемых. Пусть отдохнет ваше горло, заодно узнаете свои телесные способности.

4. Попробуйте произносить одно л то же слово: сначала производите артикулляционное выделение согласных, потом — голосом выделяйте гласные звуки. Заметили, как изменяется эмоциональная окраска слова?

5. Дети - счастливый народ, остро проживающий праздник жизни. Просмотрите мысленно варианты вашего костюма для работы с детьми: какие нарядные детали в них предусмотрены?

6. Приучайте себя не думать о руках, не складывайте их на животе, не скрещивайте их на груди. Научите руки быть свободными. Пройдитесь по улице со свободно опущенными руками.

7. Присутствуя в компании ваших товарищей или среди домашних во время общения, зафиксируйте характер психологической атмосферы. Затем произнесите одну реплику на нижнем регистре голосового звука и проследите, удалось ли вам изменить атмосферу?

8. В течение дня наблюдайте за руками пассажиров в транспорте: вы увидите, как руки сообщают о состоянии человека. Теперь поглядите со стороны на свои руки: что думают о вашем самочувствии окружающие? Вы хотите, чтобы они знали, когда у вас неблагоприятное самочувствие? Приучайте руки сообщать всему свету, что вы - счастливый человек.

9. Утром, когда чистите зубы перед зеркалом в ванной, пропевайте гласные звуки: «и-э-а-о-у-ы». Скоро вы заметите, как ваша речь обрела мелодичность.

10. Надевая костюм перед выходом из дома, станьте перед зеркалом и спросите себя: какой образ помогает создавать моя одежда? Каков мой имидж для прохожих?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: