Данные наблюдений приведены в таблице

  IQ перед поступлением в школу Динамика IQ в процессе обучения Абсолютная успешность Относительная успешность
1. 2. 3. Высокий III I II
Средний II II III
Низкий I III I

По абсолютным показателям, т. е. по сравнению с другими детьми, дети с высоким коэффициентом интеллекта могут быть все-таки впереди, но по сравнению с собой они снижают в ходе школьного обучения свой высокий IQ. Дети с низким IQ имеют тенденцию в своей массе повышать свой IQ, т. е. по абсолютным показателям они могут уступать первым, но относительно самих себя они повышают свой IQ. Относительную успешность (показатель, характеризующий прирост знаний за определенный промежуток времени) Выготский считал самой важной составляющей школьного обучения, поскольку именно она раскрывает глаза учителю на то, сколько приобретает каждый из его учеников за время обучения. В связи с этим Выготский вводит понятие «зона ближайшего развития»(ЗБР), которая позволяет предсказать, что будет в развитии ребенка завтра. Зона ближайшего развития – это «дельта» между уровнем актуального развития ребенка, который определяется с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития ребенка, определяемым с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых. Для педагога важно определить не только то, что ребенок умеет делать сам, но и то, что он умеет делать с помощью взрослых. Таким образом, ЗБР вооружает педагога возможностью понимать внутренний ход, сам процесс развития и определять не только то, что уже в развитии завершено и принесло свои плоды, но и то, что находится в процессе созревания.

Л. С. Выготский приходит к выводу, что для динамики умственного развития в школе и для относительной успешности ученика более важным моментом оказывается не уровень умственного развития на сегодняшний день, а зона ближайшего развития.

Современный американский биографический словарь (1997) дает следующую оценку: «Как и многие другие идеи Выготского, теория зоны ближайшего развития может быть истолкована тысячами способов».

Интеллект ребенка зависит от ряда внутренних и внешних факторов, которые следует учитывать при его развитии и воспитании.

К внутренним факторам относятся:

генетические (тот потенциал, который ребенок получает от родителей);

врожденные, обусловленные созреванием плода в утробе матери, когда он живет с ней практически «одной жизнью»;

хромосомные аномалии, возникающие в результате нарушений в процессе образования сперматозоида или яйцеклетки (например, болезнь Дауна лишь в 3–4% случаев передается по наследству, в среднем причиной является немолодой возраст родителей);

нарушения питания плода, когда серьезные нарушения питания матери могут оказать влияние на последующую умственную деятельность ребенка (например, кретинизм – дефект, возникающий у детей в результате недостатка иода в рационе матери);

заболевания в период беременности (например, краснуха у матери в первые месяцы беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и интеллектуальных способностей у ребенка);

употребление матерью различных веществ может привести в дальнейшем к значительной задержке умственного развития ребенка (алкоголь, курение, использование антибиотиков, транквилизаторов, таких, как элениум, или даже аспирина).

К внешним факторам, или факторам окружающей среды, относятся:

питание новорожденного;

психическая стимуляция, которая имеет даже большее значение, чем правильное питание или физический уход (широко известны примеры воспитательных учреждений, где общение ребенка с воспитателем сведено к минимуму и уже со второго года наблюдается значительное отставание в двигательной и речевой сфере);

влияние числа детей в семье;

социальное положение.

Но с каким бы потенциалом ни родился ребенок, необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Чем больше будет ребенок общаться с нормальным взрослым, чем более благоприятные условия для развития его способностей будут создаваться, чем лучшие методы для его обучения будут использоваться, тем ярче проявится все то, что заложено в нем природой.

В книге современного американского психоисторика Ллойда де Моза [22] приведены акушерские данные относительно условий психической жизни плода и психологических последствиях пренатальной жизни ребенка.

Известно, что уже к концу второго месяца после зачатия плод снабжен бьющимся сердцем, кровеносной системой, пищеварительным трактом, изящными руками и ногами, у него есть черты лица, уши, пальцы ног и рук.

К концу первого триместра нервная система и сенсорный аппарат развиты столь хорошо, что плод реагирует на прикосновение легким волоском к ладони тем, что схватывает его. Зрение настолько развито, что сердцебиение учащается, когда на живот матери светят ярким светом. Вкус развивается к 14 неделям и плод чувствителен к состоянию околоплодной жидкости. Слух развит даже еще лучше. Проводился эксперимент, в котором четырем плодам проигрывали мелодию Дебюсси в тот момент, когда мать и плод находились в спокойном состоянии, в результате после рождения эти четыре младенца при звуках Дебюсси успокаивались.

В течение второго триместра плод то спокойно плавает во внутриутробной жидкости, то отчаянно брыкается, кувыркается, икает, вздыхает, сосет пальцы рук и ног, хватает пуповину, возбуждается при внезапном шуме, успокаивается, когда мать говорит спокойно, и засыпает, убаюканный, когда она ходит.

Когда мать курит, то плод курит вместе с ней, и после первых нескольких затяжек его сердце начинает биться быстрее, он начинает чувствовать понижение кислорода и повышение углекислого газа, прекращает двигаться и начинает дышать быстрее, пытаясь приспособиться к тяжелым для него условиям. Курение матери может привести к рождению мертвого ребенка, к его недоразвитию, к преждевременным родам, а в дальнейшем – к гиперактивности и к отклонениям в поведении.

Когда мать принимает спиртное, алкоголь попадает напрямую к плоду и скоро достигает у него в крови почти того же уровня, что и у матери. Если плод ежедневно потребляет таким образом алкоголь, он медленно развивается, гораздо больше подвержен выкидышу и преждевременным родам, психическим отклонениям, умственной отсталости и гиперактивности. То же касается и сотен других наркотических веществ, в том числе аспирина и кофеина.

Плод страдает не только, когда мать курит, выпивает или принимает наркотики. На него воздействуют биологически и психологически страх, гнев и подавленность матери. Психически нездоровая и угнетенная мать рожает детей малорослых и с поведенческими отклонениями гораздо чаще, чем здоровые матери. Когда мать чувствует тревогу, ее тахикардия в считанные секунды вызывает тахикардию у плода, а когда она испытывает страх, то плод через 50 секунд может испытать гипоксию (недостаток кислорода) из-за изменившегося состава крови в матке.

Супружеские ссоры – одна из наиболее документированных причин нарушения у плода, которая как показано в нескольких тщательных статистических исследованиях, повинна в том, что ребенок потом оказывается болезненным, слабым, с физическими недостатками, тяжелыми психическими расстройствами, гиперактивностью, агрессивностью и неспособностью поначалу учиться в школе. Сильное эмоциональное напряжение в семье во время беременности матери почти стопроцентно коррелирует с нарушениями у плода.




double arrow
Сейчас читают про: