Методические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

Практическое (семинарское) занятие является самостоятельной и достаточно сложной формой учебного процесса. Семинар призван закреплять, углублять теоретические знания, основы которых содержатся в лекции, помочь обучающимся более глубоко усвоить наиболее сложные и спорные вопросы темы, прививать им умение и навыки самостоятельной работы с книгой. Немаловажную роль здесь играет слаженная работа библиотеки и кафедры (подбор по обеспечению обучающихся литературой по темам семинарских занятий, предусмотренных в рабочей программе дисциплины).

Необходимо также отметить, что в ходе семинара возникает некая психологическая атмосфера, несущая в себе существенное воспитательное значение. Появление такой атмосферы целиком и полностью зависит от преподавателя, который должен обладать высокими личными и профессиональными качествами, вызывать подлинный интерес обучающихся к науке, влиять на формирование положительных мотивов учебы. Вместе с тем, взаимоотношения преподавателя с обучающимися должны быть простыми, искренними, основанными на взаимном уважении и доверии.

Практические (семинарские) занятия по дисциплине «Проблемы теории государства и права» проводятся на выпускных курсах. Их цель состоит в углубление общетеоретических знаний обучающихся и расширение их правового кругозора в областях и объектах профессиональной деятельности бакалавров. Поэтому для освоения дисциплины выносятся наиболее актуальные и сложные темы.

Практические (семинарские) занятия по данной программе проводятся в форме прослушивания научных сообщений по актуальным вопросам теории государства и права, дискуссий. Они не являются повторением дисциплины «Теория государства и права», которая изучается на первом курсе. Это совершенно иной уровень анализа природы и сущности государства и права, закономерностей и тенденций развития государственно-правовой формы организации общества, теории и практики по государственно-правовой проблематике.

Для полноценного освоения дисциплины «Проблемы теории государства и права» обучающимся важно принимать активное участие в обсуждении поставленных вопросов на занятиях, внимательно икритически выслушивать выступления своих товарищей, одновременно уточняя свои знания и ведя поиск новой постановки проблемы, её решения. Дискуссия, возникшая в ходе обсуждения проблемы, должна быть направлена на глубокое и всестороннее усвоение темы занятия вцелом и её связь с юридической практикой.

Обязательным компонентом семинарского занятия по проблемам теории государства и права является подготовка по наиболее актуальным и сложным темам контрольных докладов, в которых на основе тщательного анализа и обобщения научного и практического материала сопоставляются различные точки зрения авторов, и определяется собственная позиция обучающегося с системой соответствующих аргументов.

В целом, закрепление лекционного материала и контроль самостоятельной работой обучающего входят в задачи и функции семинарского занятия. Но это не главные функции, а побочные, второстепенные. Главная цель семинара – привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации. То есть подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных документов и монографических работ, их реферирования, а также написания докладов и сообщений.

Например, в списке литературы к плану семинарского занятия «Законность, правопорядок, государственная дисциплина» рекомендована работа В.И. Ленина «О «двойном» подчинении и законности» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45). Вполне целесообразно начать подготовку к семинару с конспектирования указанной работы, тем более что она охватывает сразу несколько вопросов плана.

Такая подготовка особенно актуальна при использовании новых интерактивных форм обучения – это обучение обучающихся методами «тренинга» и «круглого стола». В. последнее время всё большее распространение на кафедре получают просмотры видеокассет с записью лекций преподавателей, применение иных аудиовизуальных материалов. Вывод: на практических (семинарских) занятиях необходимо обеспечивать максимум самостоятельности обучающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: