Методические рекомендации по подготовке к аудиторным занятиям в интерактивной форме

Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающихся и взаимодействие обучающихся друг с другом. Особенности этого взаимодействия состоят в следующем: а) каждый участник интерактивного занятия понимается как субъект (а не объект) образовательного процесса. Каждый такой субъект либо имеет, либо стремится сформировать свое понимание изучаемого предмета; б) участники интерактивного занятия пребывают в одном смысловом пространстве, обучающиеся объединены общей исследовательской проблемой и общими образовательными целями; в) участники интерактивного занятия погружены в проблемное поле решаемой задачи, и согласны между собой в выборе средств и методов решения задачи; г) участники интерактивного занятия находятся в схожем эмоциональном состоянии, чувствуют свою сопричастность исследовательскому коллективу.

При интерактивном обучении в совместный активный процесс познания должны быть вовлечены практически все участники занятия. Совместная деятельность обучающихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый участник вносит свой индивидуальный вклад в изучение и объяснение выбранного предмета, идет обмен знаниями, идеями, способами решения задач. Обучение происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, которая стимулирует познавательную деятельность и представляет ее как форму кооперации и сотрудничества.

Общие рекомендации по организации аудиторных занятий в интерактивной форме можно свести к следующим правилам:

1. В работу должны быть вовлечены все участники занятия либо их критическое большинство. С этой целью используются различные технологии, позволяющие включить участников в процесс обсуждения: компьютеры, объединенные локальной сетью; проекторы, транслирующие графическую и текстовую информацию для всех участников; индивидуальные микрофоны (в случае больших аудиторий), дающие возможность каждому участнику включаться в дискуссию.

2. Участники интерактивного занятия должны быть психологически готовы к нему. В этой связи полезны интеллектуальные разминки, поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации. Ведущий интерактивного занятия (преподаватель) может начать работу со вступительной речи, подготавливающей участников к обсуждению означенных в теме занятия вопросов.

3. Обучающихся по технологии интерактива не должно быть много. Слишком большие аудитории исключают возможность продуктивной работы в малых группах. Оптимальное количество участников – 15-20 человек. Желательно, чтобы участники занятия были хорошо друг с другом знакомы, имели доверительные или дружеские отношения.

4. Помещение должно быть подготовлено к работе интерактивного занятия с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в группах. Для участников должен быть создан физический комфорт.

5. Регламент занятия должен быть четко фиксирован. Нарушения регламента должны строго пресекаться преподавателем.

6. Все обучающиеся должны проявлять терпимость к любой высказанной точке зрения, уважать право каждого на свободу слова. Поскольку при интерактивной работе возможны споры и конфликты мнений, они не должны выходить за рамки продуктивной дискуссии. Исключаются оскорбления оппонентов, переход на личности и прочие неакадемические формы беседы.

7. Деление обучающихся на группы первоначально лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

При проведении занятий по проблемам теории государства и права преподаватели кафедры теория государства и права используют различные педагогические приемы, связанные с постановкой той или иной научной проблемы, её обсуждением с обучающими и выработкой коллективного мнения по результатам данного обсуждения. Например, для лекционных занятий по проблемам теории государства и права – это, прежде всего, использование таких интерактивных форм активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся как проблемная лекция и лекция-дискуссия.

Проблемная лекция по проблемам теории государства и права представляет собой лекционное занятие, предполагающее привлечение преподавателем аудитории к решению серьезной научной проблемы, определяющей тему занятия. При этом проблемные вопросы отличаются от информационных отсутствием готовой схемы решения. Проблемные вопросы – это вопросы, ответы на которые не содержатся ни в прежних знаниях обучающихся, ни в предъявляемой им информации (запись на доске, таблицы и т.п.) и вызывают интеллектуальные затруднения. Как правило, в каждом учебно-установочном материале лектор касается сущности той или иной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений, т. е. каждая лекция имеет в определенной мере проблемный характер. Кафедра теории государства и права целенаправленно включает в лекционный курс дисциплины «Проблемы теории государства и права» одну полностью проблемную лекцию: тему «Предмет и метод теории государства и права». Это просто необходимо, так как научный коллектив кафедры на протяжении многих лет занимается изучением данных научных проблем. Естественно, учёные кафедры располагают оригинальными, а возможно, и уникальными научными разработками. В целом, чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает обучающихся как потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем юридической науки.

Лекция-дискуссия. Здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы обучающихся на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции. Заметим, что дискуссия – это взаимодействие преподавателя и обучающихся, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. Такой подход оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что особенно важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений отдельных обучающихся. Разумеется, эффект достигается лишь при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею. По дисциплине «Проблемы теории государства и права» традиционно лекционные занятия проводятся в форме лекций-дискуссий по темам: «Проблемы сущности, типов и формы государства», а также «Проблемы сущности права».

Преподаватели кафедры теория государства и права активно используют интерактивные формы и при проведении практических (семинарских) занятий по проблемам теории государства и права. Прежде всего – это обучение обучающихся методами «тренинга» и «круглого стола».

Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Например, тренинг по теме «Формы (источники) права», где обучающиеся в ходе семинара по проблемам теории государства и права на примерах показывают и составляют конкретные формы российского права.

Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Основной целью проведения «круглого стола» по проблемам теории государства и права является выработка у обучающихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Кафедра теории государства и права предлагает обучающимся по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») для изучения дисциплины «Проблемы теории государства и права» проводить методом «круглого стола» семинар по теме «Применение и толкование права».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: