Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира.
Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.
Всеединство – состояние единства мира и человека, воплощающее идеал соборности на основании «великого синтеза» религии, науки и философии.
Гилозоизм – философское учение, рассматривающее мир как живое, одушевленное состояние.
Гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.
Дедукция – выведение частного из общего. Движение мысли от общего положения к особенному.
Индукция – наведение, приращивание знания в направлении от частного к целому, от отдельного к всеобщему, закономерному.
Интуитивизм – направление в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания.
Космос – упорядоченное единство мира.
Марксизм – учение, опирающееся на диалектический и истори-ческий материализм в осмыслении природы, общества, человека.
Неокантианство – философское направление, выдвигавшее в качестве основных постулатов следующие: философия должна заниматься критикой познания, познание должно быть ограничено сферой опыта, познание ограничено рядом априорных норм.
Неогегельянство – философское течение, для которого характерно стремление к созданию монистического мировоззрения на основе диалектического метода и учения о духе Гегеля.
Пантеизм – учение, обожествляющее мир.
Номинализм – учение, согласно которому общие понятия являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей.
Патристика – философия и теология апостольских и апологети-ческих отцов церкви.
Позитивизм – направление философской мысли, опирающееся на следующие положения: подлинное знания должны опираться на эмпирические факты, такое знание дает только наука, поэтому и философия должна опираться на данные науки.
Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и действия людей.
Религиозная философия – философское течение, опирающееся в своих построениях на понятия, сформировавшиеся в рамках христианства и постулирующих присутствие в мире божественного начала.
Сенсуализм – философская концепция, рассматривающая чувства в качестве единственного источника знания.
Соборность – выражение паритетных отношений мира и человека, единство общего и единичного.
София – мудрость, явленная в сотворчестве Бога, мира и человека.
Субстанция – нечто неизменное; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, то, что выступает достаточным основанием реальности мира.
Схоластика – школьное направление в западнохристианской философии, в рамках которой развивающаяся наука опиралась на христианские догматы, активно используя теорию двойственной истины.
Теология – учение о сущности Бога.
Универсалии – общие понятия. Спор велся о том, обладают ли общие понятия реальным бытием (реализм) или существуют лишь идеально, как возможное рациональное понятийное познание (номинализм).
Философия жизни – философское направление, обращающееся к понятию жизни как первичной реальности, целостному органическому процессу, предшествующему разделению материи и духа, бытия и сознания.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувствен-ный опыт источником знания.
Вопросы для самоконтроля
1. Как объясняют первоначало мира Гераклит и Демокрит, что общего в их концепциях, а что различается?
2. Каким образом в Средние века решался вопрос о соотношении веры и знания?
3. Как решает философия Возрождения проблему соотношения конечного и бесконечного?
4. От каких «идолов» предостерегает Ф. Бэкон исследователя?
Литература
1. Августин Аврелий. Исповедь / Аврелий Августин. – СПб.: АСТ, 2003.
2. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч.2.
3. Аристотель. Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 51–90.
4. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. — М.: Высш. шк., 2001.
5. Беркли, Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом / Дж. Беркли // Мир философии: в 2 ч. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 1. – С. 628–632.
6. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов; под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.
7. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Бэкон Ф. // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 1.
8. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. Соч.: в 3 т. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1.
9. Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения. / А. Х. Горфункель. – М.: Высш. шк., 1980.
10.Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия. / А. В. Гулыга. – М.: Рольф, 2001.
11.Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 127–175.
12.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения великих философов / Лаэртский Диоген. – М.: Мысль, 1979.
13.Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М.: Изд-во МГУ, 1986.
14.Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. школа, 1988.
15.Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 4.
16.Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 3.
17.Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993.
18.Маркс, К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.
19.Николай Кузанский. Об ученом незнании / Николай Кузанский // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1979. – Т. 1.
20.Очерки истории западного протестантизма / РАН. ИВИ. – М., 1995.
21.Платон. Соч.: в 4 т. / Платон. – М.: Мысль, 1990–1995 (диалоги: «Федон», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Тимей»).
22.Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1: Античность / Д. Реале, Д. Антисери / пер. с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.
23.Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1984.
24.Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1979.
25.Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.
26.Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989.
27.Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2003.
28.Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. – М.: Мысль, 1981.
29.Шашкевич, П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич. – М.: Мысль, 1976.
30.Шеллинг, Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Й. Шеллинг // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1987. – Т. 1.
31.Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм. – М.: Прогресс, 1995.
Тестовые задания
1. По Платону, прекрасное – это:
а) совершенство линий и форм;
б) нравственное величие души;
в) разумное построение произведений искусства;
г) то общее, что прекрасные предметы имеют между собой.
2. Основной догмат христианского вероучения гласит,
а) нет Бога выше Аллаха;
б) Бог есть единое;
в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;
г) Бог есть все и все есть Бог.
3. Пико делла Мирандола писал:
а) человек рожден для счастья;
б) человек сам творец своего счастья;
в) Бог дарит человеку его счастье;
г) счастье есть дым, и человек к нему стремится напрасно.
4. Согласно Дж. Локку, основой всякого познания является:
а) ощущение;
б) мысль;
в) интуиция;
г) опыт.
5. Вольтер считал, что религия возникла тогда, когда встретились:
а) человек и бог;
б) бог и дьявол;
в) ученый и невежда;
г) мошенник и глупец
6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
а) вещь в себе;
б) феномен;
в) ноумен;
г) интеллектуальный синтез.
7. Предлагая классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы:
а) точные и гуманитарные;
б) теоретические и прикладные;
в) философские и естественные;
г) позитивные и негативные.
8. В области научного познания, по Ницше, истина – это:
а) цель научного познания;
б) объективное отражение действительности;
в) актуальное мнение;
г) полезное заблуждение.
9. Славянофилы полагали, что Россия:
а) отстает в своем развитии от Европы, но скоро ее нагонит;
б) обречена на неминуемую гибель из-за дураков и плохих дорог;
в) имеет свой уникальный путь, свою роль в истории мира;
г) имеет право на мировое господство и ее время скоро придет.