Тема: Контекст дискурса и когнитивные модели
Цель: познакомить студентов с содержательной стороной понятия «дискурс».
Задачи:
- рассмотреть понятие «контекст дискурса»
- рассмотреть типы прагматического контекста.
Содержание лекции:
1. Типы прагматического контекста
1.1 Речевой контекст или ко-текст
1.2 Экзистенциальный контекст
1.3 Ситуационный контекст (situational context)
1.4 Акциональный контекст (actional context)
1.5 Психологический контекст (psychological context)
Литература:
М.Л. Макаров. Основы теории дискурса.— М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.— 280 с.
Электронный ресурс - https://yanko.lib.ru/books/cultur/makarov-osnovu_teorii_diskursa-8l.pdf
Лекция №8
Контекст дискурса и когнитивные модели
Типы прагматического контекста
Категория контекст столь важна для коммуникативной лингвистики, что по ее значению и роли в теоретических построениях легко определяется то или иное направление в изучении языкового общения. Г. Парре [Parret 1983: 94—98] выделяет пять теоретических моделей контекста.
Речевой контекст или ко-текст
|
|
Речевой контекст или ко-текст [сам термин ко-текст стал довольно популярным с легкой руки Иегошуа Бар-Хиллела, см.: co-text as a context — Brown, Yule 1983: 46—50; Thomas 1995: 207ff; ср.: discourse vs. non-discourse context — Allwood 1976: 201; linguistic vs. situational context — Werth 1984: 36 и др.] используется в первую очередь в лингвистике текста, а также в конверсационном анализе и дискурс-анализе (в узком смысле). Отношения дискурса с ко- текстом не сводимы к анафоре и кореференции, названные выше направления стремятся реконструировать когезию и/или когеренцию (формальную связанность и смысловую связность, соответственно) дискурсов как макрограмматических единиц. Однако объяснить когезию и когеренцию текста как исключительно грамматические категории очень трудно. Отсюда и возникает необходимость соотнести их с социально-культурными и когнитивными процессами, т. e. с другими типами контекстуальности.