Заключение. В завершении этого обзора, касающегося теорий когнитивного развития, основные идеи которых используются в настоящее время в области школьного и

В завершении этого обзора, касающегося теорий когнитивного развития, основные идеи которых используются в настоящее время в области школьного и профессионального обучения, мы хотим подчеркнуть некоторые, на наш взгляд, наиболее важные аспекты.

Несмотря на то, что недавний подъем интереса к когнитивному обучению или когнитивной коррекции может создать некоторое ложное представление, их развитие опирается на давнюю традицию работ по психологии и педагогике.

Предположение, на котором строится когнитивное обучение - предмет многочисленных споров между сторонниками врожденности и устойчивости интеллекта и защитниками эмпирических концепций интеллектуального развития,—кажется вполне соответствующим современным знаниям когнитивной психологии. Используемые в настоящее время методы основаны на практике и их связи с теориями когнитивного развития очень слабы.

Несмотря на различия в содержании и разную степень формализованности, все методы когнитивного обучения имеют три общих признака: они завышают значимость процедур и стратегий по сравнению с знаниями, значимость когнитивных факторов по сравнению с аффективными и мотивационными факторами, они отводят большую роль метапознанию и процессам социального опосредствования.

Последние работы по когнитивной психологии, по нашему мнению, частично противостоят первым двум признакам. Эти работы придают большое значение роли, которую играют знания, контексты и аффективно-мотивационные факторы в обучении. Следовательно, внимательное рассмотрение результатов этих работ в практике когнитивного обучения поставит под со­мнение выбор, сделанный многочисленными авторами:

- учебные ситуации, в которых умственные процессы отделены от значимых содержаний, к которым они относятся;

- педагогическую деятельность, которая отдает предпочте­ние результатам познания над аффективно-мотивационными факторами и, в той или иной мере, оставляет без внимания обратную зависимость.

Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, на основе личностно-ориентированного подхода предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, целенаправленность и интегрированность процесса управления познавательной деятельностью дошкольника.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что использование потенциальных возможностей умственного развития дошкольников более полно осуществляется в ходе проблемного обучения, что управление познавательной деятельностью возможно лишь на основе учета особенностей мыслительной деятельности дошкольников того или иного возраста. Мышление ребенка выступает в трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и логической. В связи с такой полиморфностью мыслительной деятельности оценка ее возможностей осуществлялась в наших исследованиях дифференцированно как по отношению к каждой форме отдельно, так и по отношению к процессу мышления, выступающему во взаимосвязи всех его форм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова – Славская, К. А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.

2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. – М., 1980.

3. Арестова, О. Н. Мотивация мыслительной деятельности в условиях компьютерного психологического эксперимента: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1988.

4. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности.–М., 1976.

5. Асмолов, А. Г. О предмете психологии личности //Вопросы психологии. – 1983. - № 3.

6. Бодалев, А. А. Личность и общение. – М., 1983.

7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

8. Братко, А. А., Моделирование психической деятельности/ Волков, П. П., Кочергин, А. Н., Царегородцев, Г. И. - М., 1969.

9. Брунер, Дж. Психология познания. - М., 1977.

10. Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика. – М.,

1970.

11. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение.

– Воронеж, 1996.

12. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение. – М., 1969.

13. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. – М., 1987.

14. Вилюнас, В. К. Теория деятельности и проблемы мотивации// А. Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983.

15. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.

16. Воловикова, М. И. Познавательная мотивация в процессе решения мыслительных задач: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М.. 1980.

17. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избранные психол. исследования. – М., 1956.

18. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие. – М., 1985.

19. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.

20. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

21. Ефимова, Л. А., Авдонина Н. И. Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности студентов // Исследование мотивационной сферы личности. - Новосибирск, 1984

22. Завалишина, Д. Н. Системный анализ мышления// Психологический журнал. – 1983. - №3.

23. Завалишина, Д. Н. Психологический анализ оперативного мышления. – М., 1985.

24. Запорожец, А. В. Избранные психол. труды. – М., 1986

25. Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности. –М., 1971.

26. Зинченко, В. П. Методологические проблемы психологии/ Смирнов, С. Д. – М., 1983.

27. «Искусственный интеллект» и психология. - М., 1976.

28. Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. - М., 1971.

29. Кабанова – Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968.

30. Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 1998.

31. Крейн, У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб., 2002.

32. Крутецкий, В.А. Психология. – М., 1976.

33. Кулюткин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности/ Сухобская, Г. С. - Л., 1972.

34. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

35. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.–М., 1984.

36. Ляудис, В. Я. Память в процессе развития. – М., 1978.

37. Мухина, В. С. Психология дошкольника. – М., 1975.

38. Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления. – М., 1972.

39. Обухова, Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.

40. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.

41. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

42. Поддъяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996.

43. Подольский, А. И. Функциональное развитие познавательной деятельности в условиях ее планомерного формирования: Диссертация на соискание ученой степени докт. психол. наук – М., 1987.

44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946.

45. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957

46. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддъякова. – М., 1980.

47. Тихомиров, О. К. Психология мышления. – М., 1984.

48. Эльконин, Д. Б. Детская психология. - М., 1960.

49. Флейвелл, Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. - М., 1967.

50. Ainsworth, M. D. S., Bell S. M. & Stanton D. S. Individual differences in strange-situation behavior of one-year-olds. In H. R. Schaffer (Ed.), The origins of human social relation. - New York: Academic Press.

51. Bandura, A. Analysis of modeling processes.In A Bandura (Ed.), Psychological modeling. - Chicago: Atherton, Aidine, 1971.

52. Bandura, A. Social Learning theory. Englewood Cliffs. - New York: Prentice Hall, 1977.

53. Bandura, A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs. - New York: Prentice Hall, 1986.

54. Bandura, A. Self-efficacy. In V. S. Ramachadraun (Ed.), Encylopedia of human behavior, vol. 4. - New York: Academic Press, 1994.

55. Bowlby, J. Attachment and Loss (Vol. II). Separation. - New York: Basic Books, 1973.

56. Bowlby, J. Attachment and Loss (Vol. I). Attachment. - New York: Basic Books, 1982.

57. Bowlby, J. A secure base. - New York: Basic Books, 1988.

58. Gezell, A. The embryology of behavior. - New York: Harper & Row, Pub, 1945.

59. Gesell, A. Infant development: The embryology of early human behavior. - Westport, CT: Greenwood Press, 1952.

60. Kamii, C. K. Young children continue to reinvent arithmetic. - New York: Teachers College Press, 1994.

61. Locke, J. Essay concerning human understanding. - London: J. M. Dent and Sons Ltd., 1961.

62. Montessori, M. (1936) The child in the family (N. R. Cirillo, trans.). - Chicago: Henry Regnery Co., 1970.

63. Montessori, M. (1949) The absorbent mind (C. A. Claremont, trans.). - New York: Holt, Rinehart & Winston, 1967.

64. Piaget, J. (1936) The origins of intelligence in children (M. Cook, trans.). - New York: International Universities Press, 1974.

65. Piaget, J. (1946) Play, dreams and imitation in childhood (C. Gattegno & F. M. Hodgson, trans.). - New York: W. W. Norton & Co., 1962.

66. Piaget, J. (1969) Development and leaning. In R. Ripple & V. Rockcastle (Eds.), Piaget rediscovered. Ithaca, - New York: Cornell Universities Press, 1970.

67. Rousseau, J. J. Emile, or education. - London: J. M. Dent and Sons Ltd., 1948.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………….....…3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: