Кредитные институты Японии

11.1. В 1897г. в Японии был введен золотой стандарт, который просуществовал до конца 1933г.

Денежная единица Японии: Иена содержала 100 сен, а одна сена – десять рин. Однако вследствие инфляции, деньги достоинством меньше одной иены были упразднены в 1953 г.

Банком Японии выпускается большое количество памятных монет из медно-никелевых сплавов, а также из драгоценных металлов.

После второй мировой войны произошли изменения в денежной системы и структуре денежного обращения Японии.

Принятое эмиссионное законодательство предусматривало формальные ограничения выпуска банкнот. Однако при необходимости бюджетного финансирования, правительство могло пересмотреть лимиты эмиссии. Кроме того, практически отсутствовали лимиты банкнотной эмиссии под обеспечение коммерческих векселей или ценных бумаг, а также при покупке иностранной валюты. Регулирование денежной эмиссии осуществляется не столько с помощью ограничений, сколько размеченными мерами в рамках политики денежно-кредитного регулирования инвестиций, цикла, валютных курсов и международных расчетов.

Структура денежного обращения в послевоенный период заметно изменилось. В ходе второй мировой войны, доля наличных денег в структуре денежного обращения возросла с 30% до 56%. В процессе восстановления экономики в 50-60х г.г. доля депозитных денег превысила довоенные показатели и составила 78%.

Высокий удельный вес депозитных денег, связан со структурой внутренней торговли: к началу 90-х г.г. на оптовую торговлю, которую обслуживают в подавляющем большинстве безналичные расчеты, приходилось 81%. А на розничную – 19% торгового оборота.

Хотя в структуре денежного обращения доминируют депозитные деньги, с помощью эмиссии наличных денег Банк Японии оказывает определенное воздействие на динамику денежного обращения. В этих же целях используются различные меры кредитного регулирования. Однако номенклатура «перекредитования», проводившаяся Банком Японии в послевоенный период и заключавшаяся в предоставлении на льготных условиях кредитов банкам, которые в свою очередь кредитовали корпорации в размерах, превышающих сумму их депозитов, сужала возможности маневрирования с помощью налично-денежной эмиссии.

В том же направлении до осуществления финансово-административной реформы действовала и практика размещения государственных ценных бумаг в центральном банке.

Указанные ограничения в период высоких темпов роста экономики, компенсировались прежде всего с помощью административных форм регулирования. С конца 70-х г.г. в Японии сократились выпуски государственных ценных бумаг в целях финансирования бюджетных дефицитов.

Инфляционное обесценивание иены в послевоенный период явилось одним из главных факторов падения ее валютного курса.

В связи с кризисом доллара правительство Японии ввело в 1971 г. «плавающий» курс иены. И к концу года, впервые за послевоенный период была ревальвирована, а через 2 года – проведена вторая ревальвация.

Проводилась повышение курса иены по отношению к другим валютам путем увеличения золотого содержания.

Повышению курса способствовали:

- Продолжавшаяся структурная перестройка экономики Японии на современной технологической основе.

- Рост конкурентоспособности японских экспортных товаров.

- Заметное увеличение покупательной способности иены в условиях относительной стабилизации денежного обращения и цен.

Кроме того, рост кура иены был связан с политикой США, направленной на поддержание искусственно заниженного курса доллара, так как администрация США стремилась таким образом расширить американский экспорт и на этой основе попытаться сократить дефицит во внешней торговле с Японией и в целом в платежном.

Во второй половине 60-х начале 70-х г.г. в условиях начавшегося пересмотра Бреттон-Вудской валютной системы и падения курса доллара наблюдалось резкое увеличение притока иностранных капиталов, в том числе краткосрочных спекулятивных. Платежный баланс стал сводится а активному сальдо, наблюдался рост золотовалютных резервов.

В дальнейшем произошел спад экспорта, следовательно платежный баланс стал дефицитным и сократились золотовалютные резервы.

В последующие годы конкурентоспособность японских товаров заметно повысилась не только за счет научно-технического прогресса, в том числе снижения материало- и трудоемкости производства, но и в немалой степени в результате товарного демпинга.

Одновременно расширился вывоз японских капиталов за границу.

Положительное сальдо Японии превратилась в крупнейшего кредитора в мире.

Поскольку Япония вышла на второе место в мире после США по уровню экономического развития, иена стала одной из резервных валют. В настоящее время она используется как международное резервное и платежеспособное средство преимущественно в азиатском регионе.

В начале 1997 г. спад в Японской экономике и вяление кризиса в Азии на положение в Японии вызвали падение курса иены. Существенно воспрепятствовать падению японской денежной единицы не смогло даже массированное вмешательство Банка Японии, который потратил на поддержание курса иены 10% своих валютных резервов.

Одной из причин кризиса стало падение рейтинга банков Японии, из-за много миллиардных рискованных обязательств этих банков в охваченных кризисом азиатских государствах.

11.2. Япония имеет одно из самых молодых денежно-кредитных законодательств, которое построено по американскому образцу.

Центральный банк Японии был создан в 1882 году. Функции банка определены специальным законом от 1942года, который в 1972 году был модернизирован. Была установлена следующая структура основного капитала банка:

55% - принадлежит государству

45% - частным акционерам.

Акционерам были гарантированы дивиденды в размере 4%, которые при очень высоких прибылях банка могли быть увеличены до 5%.

Оставшаяся часть прибыли поступает в государственный бюджет.

Во главе банка стоит политический совет (вид банковского совета). В него входят 7 членов: управляющий банка Японии, два уполномоченных правительством – министр финансов и представитель планово-экономического управления, 4 представителя кредитных банковских, промышленных и торговых монополий. Последние назначаются правительством на срок до 4 лет.

Председатель политического совета является управляющим банка. Решения принимаются простым большинством голосов. Причем оба уполномоченных правительства голоса не имеют, так что основное влияние на все постановления Банка Японии оказывают представители крупного капитала.

Закон обязывает политический совет тесно взаимодействовать с министерством финансов и консультироваться в соответствующей комиссии министерства финансов по определенным вопросам.

Хотя по закону, правительство имеет право диктовать свои условия Банку Японии, оно не всегда им пользуется, а старается осуществлять государственно-монополистическое регулирование в согласии с последним.

Оперативную работу банка направляет специальный исполнительный орган, в который входят управляющий, его заместитель, три директора и три советника.

Функции Банка Японии в основном соответствуют функциям подобных банков других странах, но они имеют некоторые особенности. Так Банк Японии имеет монополию на выпуск банкнот. Объем эмиссии устанавливается министерством финансов с согласия правительства. Банк Японии располагает правительством (если он считает это необходимым) выпускать банкнот больше лимита, предназначенного ему, за то он платит эмиссионный процент в размере 3% годовых, от полученной в результате этой акции прибыли.

Эмиссия банкнот обязывает Банк Японии держать резервы, которые состоят прежде всего из коммерческих векселей, государственных бумаг всех видов, иностранной валюты, а также золотых и серебренных запасов. Иностранные валюты, золотые и серебряные запасы не обязательны. А посредством изменения объема государственных бумаг, т.е. государственной задолженности, можно «манипулировать» резервами.

Банк Японии проводит в широком масштабе учетную политику. С 1962г. он получил право устанавливать для каждого конкретного банка контингент переучета. Тем самым он может определять (обычно поквартально) максимальные объемы кредитных операций любому из банков, создавая так называемые «окна» в учетных операциях и таким образом активно вмешиваться в кредитные операции банков.

C этого же года практикуется политика открытого рынка.

Политика минимальных резервов проводится с 1957 года. В начале были введены обязательства хранения резервов для коммерческих банков, банков долгосрочного кредита и для банков, занимающихся обслуживанием внешней торговли. Позднее эти обязательства были распространены и на сберегательные кассы, сельскохозяйственные банки и т.д.

Устанавливает ставку минимальных резервов Банк Японии, но только при согласии министерства финансов. Максимальная ставка составляет 20%. Существует несколько ставок, которые дифференцированы по типам банков, объему операций и видам вкладов.

Банк Японии является государственным банком. Он контролирует доходы и расходы государства, получение им кредитов и выплат по долгам.

11.3. В Японии нет большого числа законодательных предписаний для банков, и в этом состоит особенность банковского дела в этой стране.

Система коммерческих банков руководствуется в своей деятельности так называемыми направляющими указаниями, т.е. устными предписаниями министра финансов. Хотя эти направляющие указания не имеют силы закона, все коммерческие банки их четко придерживаются.

В Японии существует целый ряд финансовых институтов, которые выполняют определенные операции, типичные для коммерческих банков.

Городские банки – играют ведущую роль среди прочих институтов Японии. Их доля в общих вкладах постоянно увеличивается (к началу 80х годов составляла около 60%).

Ведущее место они занимают и в кредитовании. Кредитуют они преимущественно промышленные концерны, причем, как правило, величина каждого отдельного кредита, превышает 100млн. иен, составляя порой 20-30% собственного капитала. Городские банки представлены во всех крупнейших мировых центрах и на них приходится значительная доля заграничных операций японских банков.

Японские городские банки не являются универсальными даже при растущем объеме операций и сокращении их вкладов.

В соответствии с законом 1982 года, коммерческим банкам разрешено осуществлять в качестве вспомогательных операций торговлю ценными бумагами на японской бирже, что до сих пор было монополией специализированных на торговле с ценными бумагами брокерских фирм.

В настоящее время в Японии намечается поворот к универсализации банковской структуры.

Региональные банки – в отличии от городских, имеют меньший объем операций. Они ограничены рамками префектур, где однако имеют огромную сеть небольших по величине филиалов.

Региональные банки занимаются кредитованием, прежде всего малых и средних предприятий и частично принимают сберегательные вклады.

Они участвуют и в заграничной деятельности, имеют филиалы и представительства за рубежом.

Банки долгосрочного кредита – три банка «Индастриэл бэнк оф Джэнэн», «Лонг-терм кредит бэнк оф Джэнэн», «Ниннон кредит бэнк» учреждены были специальным законом 1952г. Два первых из них, сосредоточили свою деятельность на крупнейших предприятиях, а третий – представляет собой ипотечный банк, специализирующийся на операциях с мелкими и средними предприятиями.

Траст-банки (банки в Японии и за границей, некоторые из них являются дочерними предприятиями городских банков) – создавались для управлением имуществом, но позднее получили банковские функции, они осуществляют долгосрочное финансирование и берут на себя финансовое управление.

Филиалы и представительства иностранных банков США, Великобритании, Германии и Франции.

Частные финансовые институты – кредитные ассоциации, кредитные кооперации, срочные и бессрочные сберегательные кассы, которые выдают локальные кредиты малым предприятиям, а также рабочим и служащим, принимают вклады своих членов и сберегательные вклады не членов.

Государственные финансовые институты – государство представлено самым большим долевым участием. Так, государство имеет 50% участие в «Шоко Хукин банк» (центральный банк коммерческих и промышленных кооперативов), который выдает кредиты прежде всего малым предприятиям и товариществам.

Известными государственными банками являются Японский банк развития и Экспортно-импортный банк.

Японский банк развития – выдает долгосрочные ссуды исключительно для выравнивая отраслевой структуры промышленности, принимает активное участие в государственно-монополистическом регулировании.

Кредиты, частично получаемые от Международного банка реконструкции и развития, направляются исключительно крупнейшим фирмам, и прежде всего – судостроительным и энергетическим.

Экспортно-импортный банк – основан в 1950 г. с целью финансирования экспорта и импорта товаров. Между ним он все больше финансирует экспорт оборудования и технической помощи, а также гарантирует различные финансовые обязательства во внешней торговле.

Национальные предприниматели получают кредиты под экспортные поставки, технические достижения, под импорт и для заграничных инвестиций.

Иностранным партнерам предоставляются импортные межбанковские и государственные кредиты. Государственные экспортные кредиты частично выдаются по процентной ставке, которая ниже обычной ставки, установленной в Японии.

С 1982 г. по банковскому акту японские коммерческие банки получили возможность покупать и продавать золото. Оборот данных операций стал весьма значительным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: