Интеграция (лат. integration — восстановление, восполнение, от integer— целый) — 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных и дифференцированных частей и функций системы, организации в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию, 2) процесс сближения и связи, происходящий наряду с процессами их дифференциации.
Менеджмент играет особую роль в интеграции деятельности компании. Объектами интеграции в управлении могут быть цели, сами организации (формирование альянсов, слияния и поглощения) и их подразделения, виды деятельности, функции (в том числе на рабочих местах для обогащения труда и работы в команде), процессы управления и производственные процессы, весь жизненный цикл продукции.
Факторами интеграции выступают международные рынки, новые технологии и необходимость их освоения, проникновение на рынки других стран и регионов, повышение уровня качества рабочей силы, возникновение таких новых форм организаций, как сетевые, виртуальные. Общий фактор — борьба за выживание и процветание, достижение высоких результатов.
|
|
Основаниями для интеграции структурных элементов организаций служат:
- единство объекта управления (например, централизация службы управления персоналом);
- единство продукта (создание продуктовой структуры);
- поддержание конкурентоспособности продукта или фирмы;
- проблема выживания в новых условиях (национальные и международные альянсы).
2. И нтеграция и дифференциация управления.
Важное место в проектировании организации занимает проблема установления требуемых отношений между частями или подразделениями организации. Профессора Гарвардской школы бизнеса П. Лоуренс и Дж. Лорш на основе обследования ряда предприятий пришли к выводу, что на межподразделенческие отношения, наряду с другими, влияют такие факторы, как степень различия между подразделениями (дифференциация) и степень требуемого сотрудничества подразделений (интеграция). Этот подход к проектированию организации, нередко называемый теорией дифференциации и интеграции, является частью более общей теории ситуационного подхода к управлению организацией.
Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организаций и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации.
Дифференциация означает деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения.
|
|
Различные комбинации этих двух факторов влияют на отношения между частями или подразделениями организации, что имеет непосредственное применение в проектировании организации и управлении ею.(см рис 1.)
Факторы, интегрирующие коллектив, — это единство целей, определяемое разделяемой всеми миссией, видением будущего; взаимопонимание, основанное на самопознании менеджера и знаниями о системах взаимодействия; доверие, основанное на честном и открытом общении и личном примере этичного поведения менеджера.
Интеграция функций управления имеет отношение к централизации и децентрализации управления. Понятия централизации и децентрализации имеют отношение к иерархическому уровню, на котором принимаются решения. Централизация означает, что власть, дающая право принимать решения, сосредоточена близко к высшему уровню организации. При децентрализации власть принятия решений направлена вниз — на более низкие уровни организационной иерархии. Компании могут экспериментировать, чтобы найти подходящий уровень, на котором будут приниматься решения.
Изучение степени дифференциации частей организации помогает определить уровень потенциального конфликта между ними, а нахождение соответствующего интеграционного механизма создает условия для снижения уровня возможной конфликтности. Все вместе способствует повышению эффективности организации в ее взаимодействии с внешней средой.
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
- Что понимается под интеграцией в менеджменте?
- Какими основными причинами вызвана необходимость интеграции в менеджменте?
- Какие основные принципы менеджмента лежат в основе интеграции?
- Коммуникации как фактор интеграции управления.
- Интегрирующая роль коммуникации.
6. Два аспекта коммуникаций: информационный и личностный.
7. Виды коммуникаций.
Контрольные вопросы
- Что рассматривается в менеджменте в качестве объектов интеграции?
- Назовите основные факторы, интегрирующие коллектив.
- Каким образом связаны интеграция и дифференциация управления?
- Что понимается под интеграцией функций управления?