Тянущая система.
Наиболее полно принципы логистики воплощены в производственных системах тянущего типа, основанных на логистике цели.
Тянущая система подачи деталей и комплектующих изделий с предшествующей технологической операции на последующую осуществляется по мере необходимости. При работе тянущей системы на каждом участке создается строго определенный запас готовых деталей и узлов.
Последующий участок заказывает и вытягивает с предыдущего изделия строго в соответствии нормой и временем производственного потребления. Тянущая система предотвращает распространение колебания спроса или объема производства от последующего производственного процесса к предыдущему.
Она сводит к минимому колебания запасов на производственных участках, что позволяет децентрализовать управление производственным запасами.
В ТС управляющие воздействия центрального органа прилагаются только к последнему агрегату логистической цепи на выходе готовой продукции, а информационные связи, сигнализирующие о состоянии подсистем, направляются от выхода к входу логистической цепи.
Активность предыдущих блоков логистической системы проявляется лишь тогда, когда на следующей ступени уровень запаса ресурса достигает минимального значения.
Эти связи обеспечивают реализацию тянущего принципа функционирования ЛС.
| поставщики |
| Система управления предприятиями |
| потребители |
| Склад готовой продукции |
| Склад сырья и материалов |
| Общий монтаж |
| Сборка узлов |
| обработка |
| заготовление |
KABAN-этикетка
Сравнение японских и американских фирм:
Материальные запасы ниже более чем на 50%
Производства труда в целом на 10-20%
К примеру «Тойота» давно внедрившая KABAN в расчете на 1 работающего производит за день девять автономных двигателей, а фирма «Форд» при традиционной организации труда лишь два.
Японские фирмы достигают 150 кратного оборота запасов производства в течении года, американские в 20-30.
Время складирования готовых изделий в Японии не превышает 6 часов, в то время как в Западной Европе составляет от 2 до 6 дней.
В оснащении межоперационных запасов разница еще больше. В некоторых циклах «Мазда» производство осуществляется при материальных запасах, рассчитанных на пол часа, а в фирме «Форд» до внедрения KABANэти запасы были рассчитаны на срок до 3 недель, но после внедрения снижены до 11 дней.
На представленной схеме рассмотрен процесс продвижения материальных объектов и информации от закупки материалов, полуфабрикатов и комплектующих до получения потребителем конечной продукции, осуществляемых по 2 различным организационным концепциям менеджмента.
При традиционной функциональной организации управления на предприятии выделяют специальные подразделения, занимающиеся конкретным видом логистической деятельности, например, снабжением, перевозками, складированием, сбытом и др. Компании с функциональным подразделением характеризуются высокой специализацией, ярко выраженной формализацией, наличием связанных информационных систем, централизацией принятия решений и высоким уровнем инвестиционного контроля.
Логистическое управление в этом случае становится фрагментированным, что порождает множество проблем. У каждого подразделения на предприятии существуют собственные цели, объективно обусловленные спецификой и приоритетами его конкретной деятельности. Например, отдел снабжения ищет надежных поставщиков, транспортный отдел стремится к полной загрузке транспортных средств, отдел сбыта, заинтересован в быстром реагировании на спрос, производство заинтересован в бесперебойной работе, отдел складирования старается снизить запасы.
Все эти цели сами по себе важны для эффективного функционирования каждого подразделения в отдельности, но по объективным причинам они, как правило, конфликтуют между собой. Например, склад стремиться уменьшить запасы ресурсов с целью экономии денежных средств, что может привезти к дефициту сырья, материалов, комплектующих и т.п. Производство же стремиться работать без дефицита, который приводит к простою оборудования и рабочих, к срыву поставок ГП. Отдел снабжения может стремиться сократить свои расходы путем более редкого размещения заказов, но в более крупных размерах. Но это превышает объем запасов, расходов на их хранение и денежных средств, связанных в складировании. В результате каждая функциональная сфера предприятия повышает эффективность собственной сферы в ущерб эффективности других сфер и, самое главное, в ущерб общей эффективности работы предприятия. Необходимо постоянное согласование деятельности сотрудников всех функциональных подразделений.
Следовательно, основные недостатки функционально ориентированной системы менеджмента предприятия: - конфликт целей различных подразделений одного предприятия;
- затрудняется и замедляется обмен информацией между подразделениями;
-плохая координация деятельности различных подразделений;
- излишние запасы всех видов;
-отсутствие информации по общим издержкам и как следствие отсутствие возможного
управления ими;
-снижение эффективности деятельности предприятия;
На практике интегрировать всю логистику в рамках предприятия довольно трудно по нескольким причинам:
- большое разнообразие различных видов логистической деятельности, логистических
операций
-географический разброс различных подразделений предприятия
- отсутствие специалиста, имеющего нужные знания, энтузиазм и авторитет
-отсутствие общих систем контроля и недоступность интегрированной информации.
Общим подходом к объединению логистики в рамках предприятия (внутренняя интеграция) является постепенное интегрирование, наращиваемое со временем. Примером такого наращивания служат этапы исторического развития логистического подхода к управлению на предприятии, а именно: интеграция транспортно - складского процесса для распределения ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов с ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем.
Главная идея логистического менеджмента состоит в то, что все стадии логистического процесса (закупки, МТО, производство и распределение) рассматриваются как единый и непрерывный процесс трансформации и движения продуктов труда и связанной с ним информации. Это метод многофункционального менеджмента, т. к. он связан со всеми функциональными сферами тактическими и стратегическими целями.
Внутрисистемные связи имеют циклический характер, поскольку описывают стадии последовательной передачи материального потока между подсистемами, т. е. в основу структуризации положен характер этапа воспроизводственного цикла.
В соответствии с этим на функциональных этапах снабжения, производства и сбыта создаются специфические определенные совокупности технологий.
Эти функциональные логистики в зависимости от этапа назовем: закупочная, внутрипроизводственная и распределительная (логистика распределения и сбыта) (Рис 2.)
Горизонтально-ориентированные логистические структуры отличаются от обычных вертикальных иерархических структур следующими признаками:
• организационным построением вокруг процесса;
• выравненой по уровням иерархичностью;
• использование всего персонала каждого горизонтального уровня для решения всех возникших проблем;
• привлечение потребителей для решения поставленных задач;
• максимилизация связей между звеньями логистической системы;
• высоким уровнем информированности персонала;
• непрерывным повышением квалификации персонала;
• поощрением инициативы персонала по совершенствованию менеджмента;
Основное правило логистики.
Поскольку мы рассматриваем логистику с позиции менеджмента фирмы, что означает регулирование всего процесса изготовления продукции и оказания услуг от поставщика ресурсов до потребителя конечной продукции, то можно дать такое определение:
Логистика - теория и практическая деятельность по планированию, контролю, функциональному регулированию процессов движения совокупности материальных, финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в системе производства товаров и оказании услуг.
Логистический процесс должен протекать с соблюдением основного правила логистики — правила 7 R
* 1R (right product) - нужный товар;
* 2R (right quality) - необходимого качества;
* 3R (right quantity) - в необходимом количестве;
* 4R (right time) - в нужное время;
* 5R (right place) - в нужное место;
* 6R (right customer) - нужному потребителю;
* 7R (right cost) - с требуемым уровнем затрат
Сущность классического определения общих целей функции логистики таково, что потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания (как до осуществления продажи продукции, так и после нее) и при заданном уровне общих затрат.
В центре внимания системы логистического управления должен находиться процесс выполнения заказов потребите
Логистические издержки.
Базовая концепция общих издержек (БКОИ) очень проста. Общие издержки – это базовые интегральное понятие логистической системы.
Впервые концепция общих издержек была введена в работе «Роль воздушного фрахта в физическом распределении (Г.Льюис, Дж Каллитон и Дж. Стил.) В ней показано, каким образом подход с позиции общих издержек оправдывает использование дорогостоящего воздушного транспорта.
Основной тезис заключается в том, что если скорость и надежность авиаперевозок позволяет снизить или вовсе устранить другие затраты (в частности на складирование и хранение запасов), высокие транспортные расходы обоснованы снижением общих издержек.
Главная проблема, возникающая при использовании общих издержек, заключается в том, что традиционные методы учета направлены на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса продвижения материального потока (бизнес-процесса). Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции.
| Издержки по процессам Общие издержки |
| сбыт |
| запасы |
| транспорт |
| снабжение |
| производство |
| Процесс 3 |
| Процесс2 |
| Процесс1 |
![]() |
80 90 180 330 220
| Издержки по функциям |
Учет движения издержек по функциям и на всем пути движения материального потока.
Учет издержек по бизнес- процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента (приоритетная задача логистики), какова доля в них каждого подразделения. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельными процессами.
Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сводного материального потока, так и отдельные специфические издержки, возникшие в разных подразделениях.
Практическое применение концепции учета издержек по бизнес- процесса предполагает, что, во-первых, выявление всех вовлеченных в бизнес-процесс затрат подразделения; во-вторых, определение изменения затрат, вызванного отказом от данного бизнес-процесса.
Основной задачей логистики является оптимизация внутренних потоков, а также соответствующих информационных и финансовых потоков, оптимизация бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов.
Другими словами, должны быть определены расходы, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен или доведен до клиента.







