Основные теоретические подходы к менеджменту. Интеграционные процессы в менеджменте

Менеджер, осуществляя управленческую функцию, использует в своей работе самые разные подходы. Наиболее известными подходами являются:

1. Подход с точки зрения поведения человека.

2. Количественный подход (наука управления).

3. Системный подход.

4. Ситуационный подход.

Скажем несколько слов о каждом из названных направлений.

Подход с точки зрения поведения человека. Он возник с развитием таких наук, как психология и социология. Начало этому направлению положил Ч. Барнард, который в 1938 году опубликовал работу «Функции администратора». Среди наиболее поздних исследователей можно назвать К. Аджириса, Т. Лайкерта, Ф. Герцберга, А. Маслоу.

Это направление берет свои истоки из известного направления в психологии — бихевиоризма (поведение, наука о поведении) с его схемой «стимул - реакция»: определенное поведение есть реакция на определенный стимул. Перенос этой схемы на управление означает, что эффективная работа — это положительная реакция на хорошее вознаграждение (материальное или моральное), выступающее как стимул.

Основной целью школа поведенческих наук ставила повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Большое внимание исследователи этой школы придавали налаживанию межличностных отношений. Задачу менеджмента видели в создании условий, способствующих развитию актуальных способностей человека, обеспечение активного подключения рабочих к задачам организации.

Значительные изменения происходили в экономической жизни общества послевоенного периода. Влияние научно-технической революции, начавшейся в середине 50-х годов, было огромно: активно формируются рыночно-предпринимательские структуры, развитие производства в сфере потребительских товаров и услуг ведет к невиданному ранее росту числа средних и малых организаций, работающих на свои сравнительно небольшие группы потребителей. Менеджмент же в те годы был, прежде всего, ориентирован на управление крупными корпорациями. Новые экономические условия потребовали новых систем управления, которые бы учитывали динамизм рынка и позволяли быстро и гибко приспосабливаться к его изменениям. Но и крупнейшие корпорации в условиях ожесточенной конкурентной борьбы в послевоенный период нуждались в методах оптимизации принимаемых ими решений и сохранения сложных организационных отношений между всеми составными частями организации.

Количественный и системный подходы — известный отклик на эти проблемы.

В рамках количественного подхода, использующего математику, статистику, инженерные науки, стали исследоваться операционные проблемы организации и разрабатываться математические модели. Развитие компьютеров позволило исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности, приближать модель к реальности и упрощать решение сложнейших проблем управления запасами, массового обслуживания и др.

Системный подход положил начало новому способу мышления по отношению к организации и управлению. Организация стала пониматься как система — некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого; все части взаимосвязаны. Организация — открытая система, т.е. она взаимодействует с внешней средой, которая в значительной степени определяет выживаемость организации. Сама теория систем еще не говорит руководителям, какие именно элементы организации как системы особенно важны, а также не определяет, что в окружающей среде влияет на управление и результат деятельности организации. Это определяет ситуационный подход, который является логическим продолжением теории систем.

В центре этого подхода конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных.

Ситуационный подход не есть набор предписываемых руководств, это, так же как и системный подход, скорее, способ мышления, нацеливающий на доскональный анализ ситуации, применение различных методик и концепций к различным конкретным ситуациям. Главный тезис сторонников ситуационного подхода к менеджменту следующий: «лучшего способа» управления, пригодного во всех ситуациях, не существует.

Повысить качество системы менеджмента можно, если применять также интеграционный подход. Под интеграцией понимается процесс объединения усилий всех подразделений (подсистем) организации для достижения ее целей и задач. К главным функциям руководства относятся: организация, координация и интеграция. Организация — это интегрированное целое, в котором все системы объединены общей деятельностью. Функции каждого подразделения предприятия должны быть учтены как часть целого.

Основными принципами интеграции выступают:

• Единство методов для всех уровней предприятия. Этот принцип предполагает, что в методическом отношении все уровни едины и взаимосвязаны общей целью управления.

• Комплексность, т.е. осуществляется функциональная интеграция, предусматривающая решение задач, от носящихся к различным объектам и уровням управления, на основе типовых экономико-математических моделей и стандартизации информационных связей между объектами и уровнями управления, различными системами и задачами.

• Паритетность (децентрализованность). Все уровни управления и подразделения аппарата равны между собой с точки зрения совершенствования управления.

• Гомеостатичность (сохранение постоянства). Интегрированная система поддерживает требуемое стабильное качество управляющих воздействий на всех уровнях управления.

• Типичность моделей управления. Выявление подразделений, близких по своим производственным условиям, позволяет выделить из общей совокупности подразделений группы «сходные» по определенным признакам для создания типовых схем управления.

• Единство информативности. Необходимо уменьшить разнообразие форм документов, циркулирующих в организации для того, чтобы не происходило рассогласования выходной информации.

• Многоаспектность. Этот принцип предъявляет требования совершенствования процесса управления на всех уровнях и подразделениях по нескольким направлениям (технологическое, материальное, техническое, трудовое, финансовое).

• Принцип автоматизации. Использование компьютерных технологий управления на всех стадиях и всеми факторами производства на основе интеграции функций управления и обработки данных. В системе усиливается взаимосвязь расчетов и работ, выполняемых в каждом из самостоятельно функционирующих подразделений, углубляется взаимодействие уровней управления, сокращается временной интервал управления.

Основными механизмами интеграции в современных условиях деятельности предприятия выступают:

• руководство, реализует интеграционные процессы в организации через властные полномочия путем использования различных типов координации;

• плановая деятельность, объединяющая всю последующую деятельность предприятия и определяющая основные системные показатели деятельности предприятия;

• инвестиционная деятельность предприятия, обеспечивающая через разумную финансовую политику целостное развитие предприятия;

• оперативное управление (регулирование) производством, выступающее как основной рычаг реализации стабильной, ритмичной деятельности предприятия, обеспечивающий контроль и регулирование хода производственных процессов, реализацию согласованной, сбалансированной деятельности предприятия;

• социальная деятельность на предприятии, которая через человека реализует единство, целеустремленную деятельность коллектива, интеграцию его усилий. Эта деятельность реализуется, прежде всего, через повышение социальной ответственности предприятия и корпоративную культуру.

В настоящее время практикой управления выработан ряд методов эффективной интеграции деятельности организации, выбор (использование) которых определяется внешней средой организации. Для интеграции организаций, действующих в устойчивой окружающей среде и использующих технологии массового производства, используются методы, связанные с разработкой и установлением соответствующих правил и процедур, иерархическими структурами управления. В этом случае используются запрограммированные решения, которые подходят для повторяющихся ситуаций. Для организаций, действующих в изменчивой окружающей среде и использующих разнообразные, гибкие технологические процессы, более эффективный способ интеграции состоит в установлении индивидуальных взаимодействий, личных связей, временных рабочих групп, различных комитетов и проведении совещаний между отделами.

Интеграция производства требует повышения координации деятельности производственников, технологов, энергетиков, администраторов; разработки технологических процессов; планирования и графиков работы.

Основные критерии оценки успеха интеграции:

• рост производительности технологического оборудования;

• повышение надежности и ритмичности работы систем, увеличение периода безотказной работы;

• эффективность работы диагностических систем;

• сокращение простоев оборудования и систем, минимизация экономических потерь, информационная обеспеченность всех процессов управления, гармонизация человеческих отношений и как итог — повышение экономических показателей работы (прибыли) и социальной ответственности предприятия.

Наиболее эффективным способом совершенствования управления предприятием в настоящее время является внедрение интегрированных систем менеджмента, созданных исходя из требований международных стандартов: ISO 9000 (качество), ISO 14001 (охрана окружающей среды), SA 8000 (управление персоналом), OHSAS 18000 (охрана труда и промышленная безопасность), IDEF (информационное обеспечение) и некоторых других. Это — руководства по совершенствованию управления предприятием, созданные на основе международного управленческого опыта.

Наиболее известными являются стандарты ISO 9000, определяющие системы менеджмента качества. Их идеология направлена на улучшение качества товаров и услуг предприятий и организаций, что способствует повышению их конкурентоспособности на мировом рынке. Стандарты ISO 9000 могут быть использованы для построения системы менеджмента качества на любом предприятии.

Стандарты ISO 9000 универсальны с точки зрения их совместного применения со стандартами систем экологического менеджмента ISO 14000 и стандартами систем промышленной безопасности и охраны труда OHSAS 18000.

В сегодняшнем мире, когда антропогенная нагрузка на биосферу вызывает значительные негативные изменения, проблемы охраны окружающей среды ощутимы каждым. Репутация предприятия во многом определяется отношением к охране окружающей среды. Стандарты систем экологического менеджмента ISO 14001 и экологического менеджмента и аудита EMAS позволяют предприятию достичь качественно нового уровня охраны окружающей среды, сделать его природоохранную деятельность системной и более эффективной. Стандарты предусматривают осуществление необходимых мероприятий по совершенствованию охраны окружающей среды при сохранении экономических интересов предприятия.

Сегодня вопросы промышленной безопасности становятся по значимости сравнимыми с проблемами охраны окружающей среды и вопросами сохранения мира. Техносфера стала представлять для человека серьезную опасность. С 1979 года ежегодный экономический ущерб от техногенных аварий превышает ущерб от природных катастроф. На сегодня в России насчитывается около 100 тысяч опасных производств и объектов. Из них около 2300 ядерных и 3000 химических объектов обладают повышенной опасностью. При этом в ядерном комплексе сосредоточено около 1013, а в химическом комплексе — около 1012 смертельных токсичных доз. Ситуация усугубляется тем, что для многих потенциально опасных объектов и производств характерна выработка проектных ресурсов и сроков службы. Дальнейшая эксплуатация приводит к резкому возрастанию технических отказов, что обусловлено старением материалов и повреждаемостью конструкций.

На территории России эксплуатируются системы магистральных трубопроводов протяженностью более 200 тыс. км, имеющие около 6000 технически сложных наземных объектов повышенной опасности: компрессорные, насосные и газораспределительные станции, резервуарные парки. Уровень аварийности на объектах магистральных трубопроводов высок и продолжает расти. Процессы «старения» трубопроводов (а некоторые из них эксплуатируются более 40 лет) характеризуются снижением прочности из-за коррозии и усталости металла, дефектов технологического и эксплуатационного характера. 25% газопроводов и нефтепроводов выработали свой расчетный срок эксплуатации.

Сегодня нельзя создавать современную систему менеджмента успешно функционирующего предприятия без учета вопросов промышленной безопасности. Решение вопросов промышленной безопасности на современном уровне возможно внедрением на предприятиях международных стандартов менеджмента промышленной безопасности. Создание систем менеджмента промышленной безопасности и охраны труда на большинстве предприятий мира находится в начальной стадии.

Так, стандарт OHSAS 18001 для сертификации систем менеджмента промышленной безопасности и охраны труда официально был введен в апреле 1999 года. Он включает основные принципы британского стандарта BS 8800. OHSAS 18001 был специально разработан совместимым со стандартами менеджмента ISO 9001:1994 и ISO 14001, чтобы облегчить интеграцию систем менеджмента качества, безопасности и здоровья персонала и экологического менеджмента. Основной целью стандарта OHSMS 18001 является предотвращение и контроль возможных опасностей на рабочем месте, обеспечение постоянного процесса совершенствования системы менеджмента для сокращения рисков промышленных опасностей.

Интегрированная система менеджмента — система для разработки политики целей и достижения этих целей. Элементы этой системы определены в международных стандартах. Построение системы начинается с формулирования высшим руководством организации миссии, на основании которой разрабатывается политика организации. В случае интегрированной системы менеджмента общая политика и стратегия организации включает политику в области качества, охраны окружающей среды, охраны труда, промышленной безопасности и пр.

Цели, разрабатываемые высшим руководством организации для реализации миссии, стратегии и политики организации во всех областях деятельности, должны быть известны и понятны всему персоналу организации, на всех уровнях.

Одним из наиболее важных и сложных моментов создания интегрированной системы менеджмента организации является распределение полномочий и ответственности между персоналом. В ряде зарубежных фирм введена специальная должность «менеджер по системам управления». В его функции входят организация разработки интегрированной системы менеджмента, ее мониторинг и аудит, отчет руководством компании.

В настоящее время гармонизация стандартов систем управления (качества, безопасности, охраны окружающей среды, защиты информации и т.д.) и возрастающая тенденция к интеграции этих систем означают возможность осуществления комбинированного аудита. Результатом являются более эффективный аудит и процесс сертификации, последовательное снижение их себестоимости1(1 Малков А.В. II Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 6.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: