Специфика человеческого бытия

Билеты по философии

Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия,

Философия.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое

общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные

позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном

виде представлены познавательная, ценностная и поведенческие подсистемы.

Мировоззрение - сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных

компонентов, мироощущения и миропонимания.

Мировоззрение - совокупность результатов метафизического мышления и

исследований, причем метафизика понимается как наука, которая объединят в

единое целое формы познания мира:

· различные естественные виды мировоззрения;

· философию стремящуюся к априорному знанию (знанию не зависящему от кол-ва

индуктивных исследований);

· результаты конкретных наук

Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный

для ранних стадий общественного развития. Миф объединял в себе зачатки

знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства,

философии.

Религия - мировоззрение, в котором освоение мира осуществляется через его

удвоение на посюсторонний - “земной”, естественный, воспринимаемый органами

чувств, и посюсторонний - “небесный”, сверхъестественный, сверхчувственный.

Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение,

переживание, характеризующие его внутреннее состояние. Культ - система

утвердившихся ритуалов, догматов.

Бог - высшее существо, достойное поклонению.

Философия - “любовь к мудрости” (Пифагор, 5 в до н.э.) - теоретически

сформулированное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на

мир, место в нем человека, учение различных форм отношения человека к миру.

Понятие бытия и его развитие как исходной категории философии.

Специфика человеческого бытия.

Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку

существования самые различные явления, предметы и процессы: природные

объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных

людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д.

Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблять

философское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Он изображал его

в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все, что

существует в мире.

Демокрит утверждал, что бытие - это атомы.

Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в идею,

ведущую самостоятельную жизнь где-то “на хребте неба”.

Основные формы бытия:

1. бытие вещей (тел), процессов (природное бытие);

2. бытие человека;

3. бытие духовного (идеального);

4. бытие социального.

Бытие человека:

· бытие человека в мире вещей

· специфическое человеческое бытие

Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие для

человека и природы. Человек существует как конкретный индивид; предпосылкой

его существования является жизнь его тела. Тело человека есть тело его

природы. Наличие тела делает его конечным, смертным. В человеческом бытие

первична предпосылка существования тела из чего следует его подвластность

законам наследственности и природы.

Особенность человеческого существования состоит в возникновении

специфической, уникальной для живой природы, “нежесткой” и неуниверсальной

детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в

способности регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности,

удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах

и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и сознанием.

Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека регулируются

духовно-нравственными, социальными мотивами (жертвенные поступки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: