Общественные формации - формы связи людей, выработанные в процессе социальной
эволюции. Не существует логических препятствий для того, чтобы называть
общественными формациями любые социальные образования от воспроизводящей
социальной системы и до саморазвивающейся человеческой личности. Однако в
философском обиходе и в обыденном сознании понятие формаций связано с
выделением основных ступеней общественного развития. Например, догматический
марксизм "ограничил" социальную эволюцию пятью - первобытная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая -
формациями, стремясь подогнать конкретное развитие стран под эту схему. Были
в марксизме и другие подходы; можно отметить у самого К.Маркса схему трех
исторических ступеней: общество, основанное на личной зависимости людей (т.е.
докапиталистическое); общество, основанное на вещной зависимости людей; и
общество, существующее через зависимости, образующиеся индивидуальным
развитием людей. В западной философии и социологии действует близкая по
смыслу схема: традиционное общество, затем индустриальное и
постиндустриальное. Вместе с тем существует серьезный методологический смысл
для сохранения за каждым общественным образованием логической возможности
быть понятым как формация. Эта возможность является противоядием макроанализу
общества, стремящемуся зачастую растворить явления и события микроуровня в
характеристиках больших формаций, свести, например, бытие личности или
деятельность науки к характеристикам способа производства и т. п.
В социальной философии 20-го столетия созрело представление о том, что
социальная теория, описывающая большие системы, может считаться полной только
тогда, когда она в состоянии описать функционирование и развитие больших
систем на уровне бытия и сознания человеческих индивидов.
Понятие цивилизация появилось в 18 в. в тесной связи с понятием "культура".
Французские философы - просветители называли цивилизованным общество,
основанное на началах равенства и справедливости. В 19 в. понятие
"Цивилизация" употреблялась как характеристика капитализма в целом, однако
такое представление о цивилизации не было господствующим. Так, Данилевский
сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно
которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных
цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции Шпенглера
цивилизация - это определенная заключительная стадия любой культуры; ее
основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и
литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах,
превращение народов в безликие "массы".
Шпенглер полагал, что каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей
присущим принципам и ценностям, и проходит периоды расцвета, старения и
гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену
различных культур.
Само по себе признание и подчеркивание разнообразия культур, их
оригинальности, специфики и в этом смысле - относительной равноценности,
критика позитивистского понимания прогресса как монотонного и однолинейного
движения истории, отказ от европоцентризма, является сильной и даже
привлекательной стороной концепции локальных культур и цивилизаций. И все-
таки в этих концепциях особенное абсолютизировано и доведено до отрицания
общего, то есть единых и общих начал развития всемирной истории.
Гносеологические корни концепции локальных культур и цивилизаций заключаются
в односторонней интерпретации, метафизической абсолютизации многообразия
человеческой истории. На самом деле между культурами и цивилизациями имеются
не только различия, но и существенные общие моменты, черты, стороны - то, что
не только их разъединяет, но и объединяет.
Интересно то, что то что объединяет одни страны и цивилизации разделяет
другие. Например: Вера, Экономика, Культура, Экология.
12.1 Проблема личности и общества в философии Возрождения. (Макиавелли Н.,