Работа по подготовке квалифицированных кадров врачей

Одновременно разворачивалась работа по подготовке квалифицированных кадров врачей в медицинских вузах, число которых постоянно увеличивалось. К 1922 г. в дополнение к уже существовавшим 13 медицинским факультетам было открыто 16 новых.

Развитие высшего и среднего медицинского образования, подготовка достаточного количества профессиональных медицинских работников возвращали медицину в русло профессионализма, и со временем актуальность этого принципа, столь важного для первых лет советской власти, постепенно снижалась. В наши дни санитарное просвещение и санитарная культура становятся неотъемлемой составной частью общей системы воспитания и национальной. В период гражданской войны и интервенции российская наука развивалась в чрезвычайно сложных условиях.

"Наша блокада,– писал Герберт Уэллс в 1920 г., – отрезала русских ученых от иностранной научной литературы. У них нет новой аппаратуры, не хватает писчей бумаги, лаборатории не отапливаются. Удивительно, что они вообще что-то делают. И все же они успешно работают: Павлов проводит поразительные по своему размаху и виртуозности исследования высшей нервной деятельности животных; Манухин, говорят, разработал эффективный метод лечения туберкулеза, даже в последней стадии. …Все они страстно желают получить научную литературу; знания им дороже хлеба".

Многие выдающиеся ученые России P.Н.Бурденко, Н.Ф.Гамалея, В.М.Бехтерев, Д.К.Заболотный, А.А.Кисель, М.П.Кончаловский, Т.П.Краснобаев, В.М.Левицкий, Е.Н.Павловский, С.И.Спасокукоцкий, А.Н.Сысин, Л.А.Тарасевич и другие с первых лет советской власти приняли участие в восстановлении и развитии отечественной науки.

В 1920 г. по инициативе Наркомздрава РСФСР был создан Государственный институт народного здравоохранения (ГИНЗ). В его состав вошли восемь научно-исследовательских институтов: Институт контроля вакцин и сывороток, Санитарно-гигиенический институт, Тропический институт, или институт протозойных болезней и химиотерапии, Микробиологический институт; а позднее – институты: питания, биохимии, туберкулезный и экспериментальной биологии. В 30-е годы, входившие в ГИНЗ институты стали самостоятельными научными учреждениями.

За первые 10 лет советской власти в стране было организовано 40 научно-исследовательских институтов. Среди них: Институт микробиологии и эпидемиологии в Саратове, Бактериологический институт в Тифлисе, Институт инфекционных болезней им. И.И.Мечникова, Государственный венерологический институт, Институт охраны материнства и младенчества, Институт профессиональных заболеваний, Институт переливания крови, Институт мозга в Москве и др.

Понятно, что в условиях тех лет принцип единства медицинской науки и практики здравоохранения наиболее ярко проявился в борьбе с эпидемиями и массовыми заболеваниями. Научные разработки исследовательских институтов использовались в практике здравоохранения. И наоборот, успешная борьба с эпидемиями позволяла проверять на практике и закреплять научные выводы, выдвигать новые научные задачи.

В те годы был окончательно установлен механизм передачи сыпного тифа и разработаны способы его предупреждения. (Л.В.Громашевский), достигнуты крупные успехи в борьбе с чумой (Д.К.Заболотный, рис. 155), получены и внедрены в практику вакцины против чумы (Н.Н.Жуков-Ве-режников, М.П.Покровская) и бруцеллеза (П.Ф.Здродовский), создана живая вакцина против полиомиелита, что позволило полностью ликвидировать это заболевание (А.А.Смородинцев, М.П.Чумаков), разработан и осуществлен комплекс мер по ликвидации малярии, создано учение о природной очаговости трансмиссивных болезней, таких как чума, туляремия, бруцеллез, клещевой возвратный тиф, риккетсиозы, энцефалиты (Е.Н.Павловский). Научные паразитологические экспедиции под руководством Е.Н.Павловского исколесили всю страну и по приглашению правительств других стран продолжили исследования в Иране, Афганистане, Индии. Таким образом, несмотря на экономические трудности первых лет советской власти, государство находило силы и средства для развития приоритетных научных направлений, жизненно важных для всей страны.

Путь, пройденный советской наукой на этапе ее становления, ее проблемы и успехи, как в капле воды, отразились в судьбе И.П.Павлова – одного из величайших ученых мира и крупнейшего физиолога XX столетия.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) – единственный в то время в стране лауреат Нобелевской премии, почетный член 90 иностранных и отечественных академий, университетов и различных научных обществ.

В августе 1935 г. в нашей стране состоялся XV Международный конгресс физиологов. Прибывшие на него крупнейшие физиологи из США, Канады и многих европейских стран признали И.П.Павлова "старейшиной среди физиологов мира".

И.П.Павлов создал одну из величайших в мире физиологических научных школ. Продолжателем его идей в отечественной науке стал академик АМН СССР П.К.Анохин (1898–1974).

Послетекстовые задания:

1. Расскажите о принципе единства медицинской науки и практики здравоохранения.

2. Расскажите о И.П. Павлове.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: