Истоки врачевания в Казахстане

Казахским населением на протяжении веков в лечении человека использовался бога­тый опыт народной медицины. Наряду с мистическими приемами и обрядами в лечении людей широко применялись лекарственные препараты, приготовленные из трав и кореньев, многие из которых были неизвестны европейской и российской медицине того времени. Исследование дошедших до нас источников показало, что на территории Казахстана, как и в других странах мира, в народе накапливались и культивировались различные медицинские навыки и представления.

Древняя народная медицина у казахов возникла на основе практического опыта многих поколений. Так, к примеру, охота и животноводство давали знание строения и функций внутренних органов животных, что способствовало знанию анатомии человека. Казахи знали практически все органы человеческого организма и их функции и для каждого из них в казахской лексике имелось свое обозначение. Казахские лекари придавали большое значение профилактике и своевременности лечения. Они систематизировали заболевания в две группы: наружные и внутренние. Кроме того, все болезни делили на заразные («жукпалы ауру») и незаразные («кай наукас»). У казахов есть поговорка: «Сыныктан озгенiн бэрi жугады», что в переводе на русский язык означает «Кроме перелома, все заразно». Названия болезням народные врачеватели давали или по органам, как, например «окпе ауру», т.е. болезни легких, «журек ауру» (болезни сердца), или по симптомам: «кызылша» (корь), или в зависимости от их причины: «суыктан» (от простуды), «ыстыктан» (от жары, перегрева) и т.д. Заметим, что такого рода названий болезней в казахском языке известно более двухсот. Принцип, в соответствии с которым они получили свои названия, полностью соответствует следующему положению великого Ибн-Сины: «Наименования приходят к болезням с различных сторон». Их называют либо по органам - носителям недуга, либо по проявлениям – «падучая», либо по причинам – «болезнь от желчи». Лечение заболеваний казахскими врачевателями имело много общего с народной медициной других народов Востока. Однако у народных лекарей имелись также свои, оригинальные, методы и средства профилактики и лечения.

О способах приготовления лекарств и ряде лекарственных растений, применявшихся в казахской народной медицине, писал еще в 1841 году русский штаб-лекарь А. Ямгин, участвовавший в экспедиции по казахским степям. По словам автора, лекарства чаще всего приготовлялись из растений. Они делились на крепительные, согревающие, освежающие и слабительные. Так, например, при заболеваниях брюшных органов применялся ревень, при хронических поносах – аир, при слабом пищеварении – трилистная вахта, при задержке мочи лечили можжевельником и т. д. По литературным данным, в арсенале лекарственных веществ из растительного мира, применяемых народной медициной, преобладают плоды и семена, а затем корни и корневища. Фармацевт Р. Пальм, служивший в аптеке военного лазарета в городе Ташкенте в конце 60-х годов XIX века, описывал более 200 лекарственных растений, применяе­мых казахами. Широко применялись также в народной ме­дицине и гомеопатические препараты.

В народной медицине Казахстана применялись также Кузьмичева трава (по-казахски – “қылша”), почечуйная трава (“қымыздык”), в качестве желудочно-кишечного средства – девясил (“қарандыз”). При сухом кашле употребляли настой солодкового корня (“мия”), при обычном кашле – настой стручкового перца (“шар-дар”). Казахам было известно применение белены, чилибухи и многих других лекарственных растений. Казахская народная медицина обогатила науку прекрасным противоглистным средством – цитварной полынью (по-казахски – “дармине”), соцветия которой применялись казахами издавна как антигельминтное средство. Как лечебное средство широко использовался кумыс, который и до сих пор остается лечебным средством при ряде заболеваний. Народы Средней Азии и Казахстана еще в глубокой древности поддерживали постоянную торговую связь с Китаем, Египтом, Грецией и Римом, а позднее – с Россией. Это общение в известной мере сказалось и на состоянии народной медицины при сохранении ее самобытности. Бытовали и более экстремальные виды лечения, такие как лечение туберкулеза, малокровия и болезней суставов при помощи свежеснятой бараньей шкуры, которой больного оборачивали на сутки.

С приходом ислама на территории древнего Казахстан стало практиковаться лечение освященными камнями, амулетами и тумарами, которые привозились из Мекки и Медины.

Послетекстовые задания:

1. Какие лекарственные травы использовали казахи при лечении болезней?

2. Расскажите о принципах названии болезней казахами.

6. Литература:

основная:

1. Д.Э.Розенталь. Орфография и пунктуация русского языка. М., 2005г.

2. В.Ф.Греков. Пособие для занятия по русскому языку. М., 2005г.

3. Л.А.Новиков. Художественный текст и его анализ. М., 2000г.

дополнительная:

1. Барышникова Т. Вся пунктуация русского языка в правилах и упражнениях: учебное пособие для студентов нефилологических факультетов вузов. – М., 2008.

2. К.З.Жаппар. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахского отделения биологического факультета. – Алматы, 2011.

3. Практический курс русского языка. Розенталь. Д.Э.-М.: Высшая школа, 2000г.

4. Универсальный справочник школьника. Санкт-Петербург. 2004г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: