ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Структура банковской системы. Понятие «кредит», формы кредита.
2. Центральный банк и его функции.
З. Коммерческие банки, их функции.
4. Финансовая система. Сущность и функции финансов.
5. Структура государственного бюджета.
6. Налоговая система и принципы налогообложения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Какие цели стоят перед кредитно — денежной политикой?
2. Какие функции выполняет Центральный Банк Российской Федерации
3. В чем состоит различие жесткой и гибкой монетарной политики государства?
4. Какие денежные агрегаты Вы знаете?
5. Каким образом формируется предложение денег?
6. Какие функции выполняют коммерческие банки?
7. Обоснуйте, почему коммерческие банки стремятся к расширению пассивных операций, увеличению видов различных банковских вкладов?
8. Объясните, почему в условиях экономического кризиса коммерческие банки предоставляют в основном краткосрочные кредиты?
9. Каким образом банки «делают деньги»?
10. Что включает в себя осуществление Центральным Банком операций на открытом рынке?
11. Чем ссуда отличается от кредита?
12. Что понимается под финансовой системой?
13. Назовите и раскройте основные функции финансов.
14. Что такое государственный бюджет?
15. Из каких частей состоят доходная и расходная части бюджета?
16. Почему существуют наряду с федеральным и местные бюджеты, каково их назначение?
17. Что понимается под механизмом секвестра, и в каких случаях он применяется?
18. Какое воздействие налоги оказывают на экономику страны?
19. В чем заключается фискальная функция налогов?
20. Какие принципы налогообложения Вы знаете?
21. Что такое налоговые льготы? Кому и в каких целях они предоставляются?
22. На какие цели расходуются бюджетные средства?
23. Что включает в себя государственный долг?
24. Как государство может погасить внешний и внутренний долг?
25. Какие страны являются должниками России?
26. Верны ли следующие утверждения:
А) было бы справедливо, если бы все граждане платили одинаковые налоги;
Б) прогрессивное налогообложение стимулирует повышение эффективности производства;
В) налоги являются инструментом перераспределения доходов;
Г) государственный бюджет представляет собой основной финансовый план страны;
Д) если доходы бюджета равны расходам, то такой бюджет называется сбалансированным;
Е) в период подъема экономики страны дефицит государственного бюджета сокращается;
Ж) наиболее используемым способом финансирования бюджетного дефицита в развитых странах является денежная эмиссия;
З) если для финансирования бюджетного дефицита правительство выпускает государственные облигации, которые покупает Центральный банк, предложение денег в экономике увеличивается.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Суммарные резервы коммерческого банка составляют 220 млн. руб. Депозиты равны 950 млн. руб. Обязательная норма резервирования депозитов составляет 20 %. Как может измениться предложение денег, если банк решит использовать все свои избыточные резервы для выдачи ссуд?
2. Норма обязательных резервов равна 20 %. Коммерческий банк хранит еще 5 % от суммы депозитов в качестве избыточных резервов. Величина депозитов составляет 10000. Какую максимальную сумму банк может использовать для выдачи ссуд?
З. Норма резервов равна 0,25. С помощью операций на открытом рынке Центральный Банк может увеличить предложение денег максимум на 440 млрд. руб. Что в этом случае он должен сделать, выкупить или продать облигации и на какую сумму?
4. Норма обязательных резервов равна 12 %, избыточные резервы составляют 3 % от суммы депозитов. Если общая величина резервов равна 45 млрд. руб., а наличность составляет 150 млрд. руб., то чему будет равен размер депозитов?
5. Норма обязательных резервов равна 12 %. Величина депозитов коммерческого банка — 20 тыс. долл. Банк может выдать кредиты объемом не более 16,8 тыс. долл. Каковы избыточные резервы банка в процентах от депозитов?
6. Депозиты банка составляют 500 тыс. долл. Обязательные резервы равны 50 тыс. долл. Как изменятся кредитные возможности банка и предложение денег со стороны всей банковской системы, если вкладчик заберет со счета 20 тыс. долл. на покупку нового автомобиля?
7. Определите состояние государственного бюджета страны, если известно, что в стране расходы на оборону составили 280 млн. долл., на здравоохранение — 40 млн. долл., на содержание государственного аппарата — 75 млн. долл., на образование 35 млн. долл., на науку- 20 млн. долл., на выплату социальных пособий — 400 млн. долл., на выплату процентов по государственным облигациям — 140 млн. долл., на охрану окружающей среды — 45 млн. долл., прибыль государственных предприятий составила 22 млн. долл, налоги с продаж — 170 млн. долл., личный подоходный налог — 390 млн. долл, налог на прибыль фирм- 85 млн. долл., акцизы — 32 млн. долл., таможенные пошлины— 15 млн. долл., взносы на социальное обеспечение — 305 млн. долл.
8. Чему будет равен государственный долг через 3 года, если дефицит государственного бюджета за год составляет 35 млрд. долл., а величина государственного долга — 700 млрд. долл.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:
1. Если норма резервирования равна 20 % и банки решают платить процент по текущим вкладам, то:
А) если ставка процента по текущим депозитам равна 6 %, а ставка процента по кредитам равна 10 %, банк не получит никакой прибыли;
Б) банк получает прибыль до тех пор, пока ставка процента по текущим депозитам меньше, чем ставка процента по кредитам;
В) депозитный мультипликатор равен 5 и банки будут получать прибыль, даже если ставка процента по текущим депозитам превышает савку процента по кредитам;
Г) нет верного ответа.
2. Избыточные резервы коммерческого банка равны:
А) разнице между величиной депозитов и кредитов;
Б) величине денежных и «почти денежных» активов, хранящихся в банке и превышающих величину депозитов;
В) количеству денег, которые банк обязан хранить по закону;
Г) разнице между величиной фактических резервов и величиной обязательных резервов;
Д) все ответы верны.
3. Процесс создания денег коммерческими банками начинается с момента, когда:
А) средства поступают на банковский счет;
Б) банк предоставляет кредит своему клиенту;
В) клиент возвращает банку взятые в кредит средства;
Г) клиент расходует средства, взятые в кредит у банка;
Д) определенно сказать нельзя.
4. Снятие наличности с текущих счетов:
А) уменьшает предложение денег;
Б) увеличивает банковский мультипликатор;
В) уменьшает скорость обращения денег;
Г) увеличивает денежную массу;
Д) определенно сказать нельзя.
3. Предложение денег сокращается, если:
А) человек кладет наличные деньги на счет в коммерческий банк;
Б) человек снимает деньги со своего счета в коммерческом банке;
В) человек покупает недвижимость за рубежом;
Г) человек берет кредит в коммерческом банке;
Д) человек покупает ценные бумаги.
4. Основная функция коммерческих банков состоит в том, что они:
А) выступают финансовыми посредниками, которые покупают ценные бумаги, выпускаемые частными фирмами, и продают их домохозяйствам;
Б) регулируют предложение денег в экономике;
В) являются финансовыми учреждениями, которые покупают иностранную валюту и продают ее домохозяйствам и фирмам;
Г) выступают финансовыми посредниками между экономическими агентами (фирмами и домохозяйствами), имеющими свободные денежные средства, и экономическими агентами, которые нуждаются в этих средствах;
Д) являются финансовыми учреждениями, которые покупают государственные ценные бумаги и продают их домохозяйствам и фирмам.
7. Фактические резервы банка равны разнице между:
А) величиной депозитов и выданных кредитов;
Б) величиной депозитов и кредитных возможностей банка;
В) величиной избыточных и обязательных резервов;
Г) величиной депозитов и избыточных резервов;
Д) нет верного ответа.
8. Если налоговая ставка увеличивается при увеличении дохода, то такой налог является:
А) пропорциональным;
Б) прогрессивным;
В) регрессивным;
Г) акцизным;
Д) косвенным.
9. Какое утверждение неверно- прогрессивный налог:
А) увеличивается, если доход увеличивается;
Б) является наиболее эффективным инструментом перераспределения доходов;
В) служит важным источником доходов государственного бюджета;
Г) стимулирует рост эффективности производства;
Д) все утверждения верны.
ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ:
1. Влияние финансово- денежной политики на социально- экономическую стабильность.
2. Управление внешним и внутренним государственным долгом в РФ.
3. Роль и место бюджетных процедур в системе государственных финансов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
1. Экономика / учебник под ред. А.С. Булатова. М.: Экономист, 2010.- 896 с.
2. Борисов Е.Ф. Экономика М.: 2012. — 256 с. Режим доступа [https://www.alleng.ru/d/econ/econ394.htm].
Дополнительная литература:
1. Агангебян А. О месте экономики России в мире (по новым данным о международном сравнении валового внутреннего продукта) / А. Агангебян //Экономист. – 2011. -№5. –С.28-39.
2. Кудрин А., Сергиенко О. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России/ А.Кудрин, О. Сергиенко//Экономист. -2011. - № 3. – 3-23.
3. Плышевский Б. О социальной ориентации экономики России / Б. Плышевский // Экономист. – 2012. - № 10. – с. 23-41.
4. Григорьев Л., Иващенко А. Мировые дисбалансы сбережений и инвестиций / Л. Григорьев, А. Иващенко // Экономист. -2011. - № 6. – С. 3-12.
5. Маевский В., Зорин К. О некоторых особенностях функционирования денежного акселератора / В. Маевский, К. Зорин // Экономист. – 2011. - № 9. – С.31-42.