Образование отходов и обращение с ними

Разделом «Экология и окружающая среда» Программы социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2011 годы предусмотрены мероприятия по созданию системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, включая строительство мусоросортировочного завода мощностью 100 тыс. тонн отходов в год (при односменной работе) и совмещенного с ним полигона для захоронения непереработанных отходов. Строительство начато в 2008 году и планируется завершить в 2010 году. Завод будет обслуживать городской округ Нальчик, Лескенский, Урванский и Черекский муниципальные районы республики. Выбран участок для строительства аналогичного завода и полигона в Эльбрусском муниципальном районе республики.

Министерством разработана и направлена администрациям муниципальных районов Типовая программа по улучшению экологической обстановки, включающая мероприятия по обращению с отходами производства и потребления, благоустройству и озеленению территорий муниципальных образований. С учетом этих рекомендаций администрациями Прохладненского, Майского, Лескенского, Черекского муниципальных районов и г.о. Прохладный разработаны и приняты Программы по улучшению экологической обстановки на 2009-2015 годы.

Министерством по охране окружающей среды и природопользованию КБР на основании данных, представленных местными администрациями муниципальных образований республики, составлен перечень объектов размещения отходов в поселениях, который направлен в Средне-Кавказское управление Ростехнадзора для формирования республиканского Реестра объектов размещения отходов.

На территории республики по состоянию на 31.12.2009г. действует 229 свалок, из них условно санкционированным отнесены 109 свалок (имеется постановление местной администрации о выделении земельного участка). Несанкционированных – 120. Ни одна из свалок не имеет проектной документации, не соответствует санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям. Общая площадь, занимаемая свалками, составляет 349,48га.

Централизованный сбор и передача вторичных отходов на переработку не осуществляются.

Нефтешламы, потерявшие потребительские свойства люминесцентные лампы, резинотехнические изделия, в том числе автомобильные шины, пластмассы, в том числе тара, бытовые элементы электропитания не перерабатываются.

Имеющимися в республике предприятиями перерабатываются стеклобой, макулатура, лом цветных и черных металлов.

Обращение с отходами лечебно-профилактических учреждений в соответствии с санитарно-экологическими требованиями в республике не организовано: отходы классов Б, В (подлежащие сбору в одноразовую герметичную упаковку и последующему термическому обезвреживанию), класса Г (подлежащие вторичной переработке или уничтожению в специальных установках) размещаются на свалках.

Фактически на свалки поступают отходы всех классов опасности, в то время как санитарно-гигиеническими нормами разрешены к захоронению бытовые, строительные отходы 5 класса и некоторые виды промышленных отходов 4 и 3 классов опасности – по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора.

В рамках деятельности по организации и проведению государственного статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировке и размещению отходов производства и потребления» приняты и обработаны отчеты 199 хозяйствующих субъектов, представляющих все муниципальные районы республики. Систематизированные данные отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2009 год представлены в таблице № 32. Анализ полученных сведений позволяет сделать следующие выводы.

Отходы I класса опасности (0,004% от общего количества образовавшихся отходов I-V классов опасности) представлены отработанными люминесцентными лампами и конденсаторами с трихлордифенилом. При этом лампы составляют 97% отходов I класса опасности. Отсутствие в республике установки по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов обусловливает накопление люминесцентных ламп на территории предприятий до формирования транспортной партии и вывоза их за пределы КБР для демеркуризации.

Отходы II класса, на долю которых приходится 0,009%, содержат 4 вида отходов, включая отработанные аккумуляторы, накапливаемые на промплощадках до передачи их предприятиям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим сбор металлического лома и отходов.

Отходы III класса опасности (0,145%) представлены 30 видами отходов производства и потребления, основными из которых являются отходы, содержащие медь, железнодорожные шпалы, шламы нефтепродуктов и отработанные масла. Значительная часть этих отходов перерабатывается, на территории предприятий накапливается менее 10%.

Отходы IV класса опасности (28 видов) доминируют в количественном составе образующихся отходов, они составляют 90,898% от общего количества образовавшихся отходов. При этом основными источниками образования отходов указанного класса являются предприятия спиртового производства, производственные отходы которых составляют 98,220% отходов IV класса и 89,280% от общего количества образовавшихся за отчетный год отходов. К числу используемых отходов IV класса опасности, наряду с отходами спиртового производства, относятся отходы животноводства, некоторые отходы полимерных материалов, отходы и лом цветных металлов.

Качественный состав отходов V класса опасности весьма обширен, включает 92 наименования отходов. Их суммарная масса соответствует 8,947% образовавшихся отходов. В количественном отношении следует отметить отходы переработки зерновых культур и других продуктов растениеводства, стеклобой, отходы деревообработки, металлолом и строительные отходы. Перечисленные отходы, за исключением строительных отходов, размещаемых на свалках, находят повторное использование.

В 2009 году рассмотрено 394 проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение 273 хозяйствующим субъектам, 121 хозяйствующему субъекту отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по причине несоответствия представленных на рассмотрение материалов методическим указаниям по разработке ПНООЛР.

В истекшем году поступило 18 заявлений о переоформлении проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. По результатам рассмотрения материалов принято 17 положительных решений и 1 отказ в переоформлении. Численность природопользователей, осуществляющих деятельность в соответствии с установленными лимитами, достигла 2215.

Следует отметить, что для подавляющего большинства хозяйствующих субъектов характерно образование отходов в пределах нормативных количеств, а также обращение с отходами с соблюдением условий, отраженных в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Основанием для начисления сверхлимитных платежей за размещение отходов является, как правило, отсутствие у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соответствующей разрешительной документации.

В рамках деятельности по паспортизации опасных отходов согласовано паспортов и выдано свидетельств опасных отходов в количестве 1099.

В рамках исполнениягосударственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов рассмотрено 34 заявления о предоставлении лицензий на указанные виды деятельности. В результате выдано 33 лицензии, отказано в 1 случае. В ходе 27 проверок установлено, что лицензионные требования и условия лицензиатами соблюдаются.

Таблица № 31


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: