Республиканский дворец творчества детей и молодежи

Экологическое воспитание и образование населения являются необходимым условием устойчивого развития общества. Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования законодательно закреплено в статье 73 Конституции Российской Федерации, где говорится: «В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации».

Экологическое образование – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями умениями и навыками. Экологическое воспитание, призванное формировать активную природоохранную позицию, достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения. Применение большого арсенала педагогических приемов в освоении экологических знаний значительно повышает эффективность экологического образования и воспитания в учреждениях дополнительного образования.

Экологическим воспитанием и образованием в Республиканском дворце творчества детей и молодежи занимается отдел натуралистов и опытников сельского хозяйства, который является одним из 10 отделов РДТДМ.

В 50 объединениях отдела занимается около 800 обучающихся от 6 до 18 лет по направлениям: «Экология», «Юный натуралист», «Окружающий мир», «Общая биология», «Медицинское дело», «Химия», «Юный эколог», «Комнатное цветоводство», «Мир вокруг нас», «Овощеводство».

Отдел является учебно-методическим центром по эколого-биологическому образованию и воспитанию, а также ведет большую просветительскую работу среди учащихся: проводятся конкурсы, различные тематические юннатские праздники, массовые природоохранные мероприятия, выставки, летние и зимние экологические лагери в Приэльбрусье, семинары по обмену опытом в области экологического образования и воспитания детей.

Традиционно в Республиканском дворце творчества детей и молодежи проводятся республиканские конференции:

- «Чтения памяти В. И. Вернадского», декабрь 2009 года, 390 участников, из них 170 человек по направлению «Экология»;

- Конференция НОУ «Сигма», 410 участников, из них 193т по направлению «Экология».

Воспитанники РДТДМ в марте 2009 года принимали участие в 24-й Всероссийской конференции учащихся «Юность». Наука. Культура» в г. Обнинске, в рамках которого работают секции: «Экология», «Зоология», «Ботаника», «Гидробиология», «Химия», «Медицина». По итогам конференции в номинации «Общая биология» лауреатами 1 и 2 степени стали 2 человека, а также дипломом 2 степени в Российской конференции «Созвездие талантов» награжден 1 человек.

На XIX республиканской научной конференции школьников НОУ «Сигма» учащиеся РДТДМ завоевали 5 дипломов в секциях «Зоология», «Экология», «Ботаника».

Обучающиеся РДТДМ участвовали во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество» в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». По итогам первого тура лауреатами стали 10 человек из с.п. Эльбрус, Аргудан и г.о. Нальчик. Все они допущены на 2-й тур конкурса.

Проводятся экспедиции в Приэльбрусье, собранные материалы оформляются в виде учебно-исследовательских проектов и представляются на республиканские и всероссийские конференции. Научными консультантами и руководителями проектов являются специалисты Кабардино-Балкарского государственного университета, Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии, Республиканского дворца творчества детей и молодежи.

Кроме того, проводятся республиканские смотры-конкурсы: «Юные знатоки природы» (апрель 2009 года, 190 человек, 3-5 классы), «День птиц» (апрель 2009 года, 195 человек, 6-8 классы), «День земли» (апрель 2009 года, 180 человек). Ребята получают возможность на практике продемонстрировать свои знания, умения, навыки в области экологии. В проведении конкурсов принимают участие представители Министерства образования и науки КБР, Министерства по охране окружающей среды и природопользованию КБР.

В декабре 2009 года проведен республиканский семинар «Экологическое воспитание школьников в условиях дополнительного образования», в котором приняли участие методисты, педагоги дополнительного образования центров детского творчества, домов детского творчества, эколого-биологических центров муниципальных районов и городских округов республики.

При составлении доклада использованы материалы:

¨ Управления Росприроднадзора по Кабардино-Балкарской Республике;

¨ Управления Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике;

¨ Управления по недропользованию по Кабардино-Балкарской Республике;

¨ Средне-Кавказского управления Ростехнадзора;

¨ Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике;

¨ Главного управления Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ по Кабардино-Балкарской Республике;

¨ ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Кабардино-Балкарской Республике»;

¨ ФГУ «Каббалкводресурсы»;

¨ ГУ «Кабардино-Балкарский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»;

¨ Министерства промышленности, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики;

¨ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Кабардино-Балкарской Республики;

¨ ГУ «Дирекция государственных природных заказников Кабардино-Балкарской республики»;

¨ Государственного Комитета Кабардино-Балкарской Республики по лесному хозяйству;

¨ Республиканского общества охотников и рыболовов Кабардино-Балкарской Республики;

¨ ФГУ «Станция агрохимической службы «Кабардино-Балкарская»;

¨ Отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Кабардино-Балкарской Республике Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству;

¨ Федерального государственного учреждения «Нальчикское государственное опытное охотничье хозяйство»;

¨ Кабардино-Балкарского отдела ФГУ «Запкаспрыбвод»;

¨ ФГУ «Кабардино-Балкарский государственный высокогорный заповедник»;

¨ ФГУ Национальный парк «Приэльбрусье»;

¨ ГП КБР «Кабардино-Балкарская Геологоразведочная экспедиция»;

¨ ГОУ ДОД «Республиканский детский эколого-биологический центр»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 2

ЧАСТЬ I. КАЧЕСТВО ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 4

1. 1. Атмосферный воздух. 4

1. 1. 1. Характеристика качества атмосферного воздуха. 4

1. 1. 2. Общая характеристика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Кабардино-Балкарской Республики. 9

1. 1. 3. Мероприятия, связанные с охраной атмосферного воздуха. 16

1. 2. Состояние и использование водных ресурсов. 22

1. 2. 1. Состояние водных объектов в местах водопользования населения. 22

1. 2. 2. Сведения о результатах мониторинга и качестве поверхностных водных объектов Кабардино-Балкарской Республики за 2009 год. 25

1. 2. 3. Питьевое водоснабжение. 43

1. 2. 4. Водопользование. 49

1. 2. 5. Мероприятия, связанные с охраной водных объектов. 50

1. 3. Почвы.. 52

1. 3. 1. Состояние плодородия земель сельскохозяйственного назначения. 52

1. 3. 2. Состояние плодородия почв в административном разрезе республики. 54

1. 3. 3. Загрязнение почв. 57

1. 3. 4. Карантинная обстановка и защитные мероприятия. 60

1. 4. Минерально-сырьевая база полезных ископаемых и геологическое изучение недр 64

1. 4. 1. Состояние и использование минерально-сырьевых ресурсов Кабардино-Балкарской Республики в 2009 году. 64

1. 4. 2. Состояние лицензирования. 72

1. 4. 3. Государственный мониторинг состояния недр. 73

1. 4. 4. Экзогенные геологические процессы. Режим экзогенных геологических процессов и активность их проявления. 75

1. 4. 5. Результаты детальных наблюдений за проявлениями ЭГП. Федеральная наблюдательная сеть 83

1. 4. 4. Мероприятия по охране геологической среды.. 93

1. 5. Климатические особенности, опасные и неблагоприятные гидрометеорологические явления на территории Кабардино-Балкарской Республики в 2009 году. 94

1. 6. Источники ионизирующего излучения. 99

ЧАСТЬ II. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.. 100

2. 1. Техногенное загрязнение атмосферного воздуха. 100

2. 2. Качество сточных вод в 2009 году. 102

2. 3. Техногенные и природные чрезвычайные ситуации. 124

2. 4. Твердые бытовые и промышленные отходы.. 130

2. 4. 1. Образование отходов и обращение с ними. 130

ЧАСТЬ III. СОХРАНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ.. 135

3. 1. Состояние и использование животного мира Кабардино-Балкарской Республики 135

3. 2. Рыбные ресурсы, их состояние, факторы влияния. 138

3. 3. Охотничьи хозяйства Кабардино-Балкарской Республики. 141

3. 3. 1. ФГУ «Нальчикское государственное опытное охотничье хозяйство». 141

3. 3. 2. Республиканское общество охотников и рыболовов Кабардино-Балкарской Республики 145

3. 4. Особо охраняемые природные территории. 148

3. 4. 1. ФГУ «Кабардино-Балкарский высокогорный государственный заповедник». 150

3. 4. 2. Федеральное государственное учреждение Национальный парк «Приэльбрусье» 153

3. 4. 3. ГУ «Дирекция государственных природных заказников». 155

3. 5. Лесное хозяйство Кабардино-Балкарской Республики. 167

3. 5. 1. Структура лесного фонда. 168

3. 5. 2. Главное пользование лесом.. 173

ЧАСТЬ IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.. 178

4. 1. Государственная экологическая экспертиза. 178

4. 1. 1. Средне-Кавказское управление Ростехнадзора. 178

4. 1. 2. Министерство по охране окружающей среды и природопользованию Кабардино-Балкарской Республики. 179

4. 2. Государственный контроль в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. 180

4. 2. 1. Управление федеральной службы в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике. 180

4. 2. 2. Министерство по охране окружающей среды и природопользованию Кабардино-Балкарской Республики. 186

4. 2. 3. Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кабардино-Балкарской Республике. 187

4. 2. 4. Отдел контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Кабардино-Балкарской Республике Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству. 189

4. 2. 5. Контроль в сфере охраны и воспроизводства объектов животного мира. 191

4. 2. 6. Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кабардино-Балкарской Республике. 191

ЧАСТЬ V. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.. 195

5. 1. ГОУ ДОД «Республиканский детский эколого-биологический центр». 195

5. 2. Республиканский дворец творчества детей и молодежи. 200

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 203


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: