Почему мхи относят к высшим споровым растениям?
Ответ:
1. произошла дифференциация клеток, появились ткани
2. тело разделено на органы: стебель и листья
3. размножаются спорами
В каких формах проявляются движения у растений? Ответ:
1. изгибы растений в сторону света - фототропизм
2. движения стебля вверх, а корня вниз под действием силы земного притяжения -геотропизм
3.движение растений под влиянием химических веществ или механических воздействий - хемотропизм.
Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления.
Элементы ответа:
1) флагообразная крона формируется под воздействием внешних условий (ветра) и объясняется модификационной изменчивостью;
2) при вегетативном размножении с помощью черенков генотип не меняется, при отсутствии ветра формируется нормальная крона.
Какой тип листа изображён на рисунке? Какие части листа обозначены на рисунке цифрами 1 и 2 и какие функции они выполняют?
На спиле дерева видны годичные кольце. Объясните, почему они имеют разную ширину.
Ответ:
Ширина годичного кольца зависит от условий внешней среды, которые менялись в разные годы жизни дерева; при благоприятных условиях ширина кольца больше, так как камбия делится более интенсивно.
К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
К загрязнению окружающей среды.
Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.
1) из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счёт транспирации; в результате которой возникает сосущая сила;
2) восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.
Докажите, что корневище растения - видоизмененный побег.
1. Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки; верхушечная почка, определяет рост побега.
2. От корневища отходят придаточные корни; внутреннее анатомическое корневища сходно со стеблем.
Установите, какая часть у луковицы лука обозначена на рисунке буквой Б, объясните ее строение и выполняемые функции.
| |
Все растения условно делят на низшие и высшие. Наряду со сходством, между ними есть и различия. В чем заключается главное из них?
В теле низших растений (в талломе, слоевище) отсутствуют ткани и органы.
Моховидные - одна из древнейших групп растений. От кого они произошли в процессе эволюции? Как это можно доказать?
Моховидные в процессе эволюции произошли от водорослей. Подтверждением этого является большое сходство протонемы мхов с нитчатыми зелеными водорослями.
Вторым по численности после покрытосеменных отделом высших растений являются моховидные. Они широко распространены по всему земному шару. Какое основное значение они имеют в природе?
1) Вызывают заболачивание местности.
2) Участвуют в образовании торфа.
3) Могут участвовать в почвообразовании.
Одним из обязательных условий успешного выхода растений на сушу было приобретение ими тканей, специализированных на проведении различных веществ по организму. В процессе эволюции значение этих тканей расширилось. Перечислите функции, которые могут выполнять проводящие ткани у современных сосудистых растений?
1) Проводят питательные вещества.
2) Служат основной опорой растениям
3) Участвуют в запасании питательных веществ.
Известно, что в практике с/х перед посевом семян проверяют их на всхожесть. Объясните, как и зачем это делают.
1) для определения всхожести семян определённое их число (100) помещают в оптимальные для прорастания условия и | |
Элементы ответа:
1) видоизмененный лист;
2) строение: сочные белые чешуи, лишенные хлорофилла, имеют тонкую кожицу;
3) функции: запас воды с растворенными в ней питательными веществами.
Какие функции помимо воздушного питания выполняют листья растения?
Функции листа:
1. Дыхание (газообмен) — поглощение кислорода и выделение углекислого газа, происходит через устьица листа.
2. Транспирация — испарение воды листьями. Излишки воды в виде водяных паров испаряются листьями через устьица. Испарение воды защищает растения от перегрева.
3. Лист защищает растения от зашлакованности, в виде осеннего листопада. Вместе с опавшими листьями растение освобождается от ненужных и вредных веществ.
4. Лист — орган вегетативного размножения.
Какую роль играют устьица в жизни растении?
Устьице — высокоспециализированное образование эпидермиса растений, состоящее из двух замыкающих клеток и межклетника (устьичной щели) между ними. Через устьице осуществляется транспирация и газообмен. Транспирация - испарение воды растением. Транспирация регулирует водный и температурный режим растения.
Растения хищники, например, росянка, питаются мелкими насекомыми. Объясните, с чем связан такой способ питания?
Это объясняется тем, что растение росянка произрастает на болоте, а почва на болоте очень бедна перегноем, поэтому растение получает мало минеральных солей, в том числе содержащих азот. Соли азота нужны для образования белков в организме. Росянка, «переваривая» животные белки, преодолевает таким образом белковый голод. Такое питание | |
цветки с простым околоцветником, трехчленные.
Какие функции выполняют различные зоны молодого корня?
1. В зоне деления увеличивается число молодых клеток, рост корня в длину;
2. В зоне роста клетки увеличиваются в размерах и происходит их дифференцировка;
3. В зоне всасывания корневые волоски поглощают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами;
4. В зоне передвижения осуществляется передвижение веществ.
Как регулируется работа устьиц?
1. щель находится в эпидермисе, окружена двумя замыкающими клетками и служит для транспирации и газообмена.
2. замыкающие клетки участвуют в фотосинтезе и накопление органических веществ;
3. при накоплении углеводов в замыкающие клетки поступает вода. Повышается тургорное давление, устьичная щель открывается при отсутствии фотосинтеза замыкающие клетки спадаются, щель закрывается.
Чем отличается семя сосны от споры папоротника? Их сходство.
1. Семя в отличие от одноклеточной споры, многоклеточное образование, состоит из зародыша и накопленных веществ
2. Спора имеет гаплоидный набор хромосом, дает начало гаметофиту. Зародыш семени диплоидный, дает начало спорофиту, взрослому растению
3. семя как спора обеспечивает размножение и распространение растений
Объясните, за счёт чего вода поднимается по стволам деревьев на десятки метров, например, у эвкалипта-до 100 м. Ответ:
1) под действием корневого давления;
2) за счёт испарения воды с поверхности листьев.
| |
связано со средой обитания и возникло как приспособление к условиям окружающей среды.
Как можно объяснить, что многоклеточные растения состоят из нескольких видов тканей?
С появлением многоклеточности появились разные функции у органов растения, а эти функции могли выполняться только специальными образованиями — тканями. К органам, далеко располагающимся друг от друга, необходимо проводить вещества, это делают проводящие ткани. Излишки веществ накапливаются в клетках основной ткани и т.д.
Почему покрытосеменные заняли господствующее положение на Земле?
1. Жизненные формы покрытосеменных представлены деревьями, кустарниками, травами, что обусловливает их наибольшую экологическую пластичность.
2. Вегетативные органы (корни, листья, побеги) имеют многочисленные видоизменения и являются самыми специализированными по строению и функциям.
3. Семена покрытосеменных защищены околоплодником, что способствует их лучшему сохранению и распространению.
4. Для оплодотворения не требуется вода, а способы опыления очень разнообразны (насекомыми, ветром, самоопыление и т.д.).
5. Они распространяются с помощью ветра, воды, животных или человека.
Почему многие семена не прорастают при избытке воды в почве?
При избытке воды в почве возникает недостаток кислорода, который необходим для дыхания растения. Прорастающие семена большинства растений значительную часть кислорода получают из свободных пространств почвы, а не из воды.
Семена сибирской сосны называют кедровыми орешками. Объясните. Справедливо ли такое название с научной точки зрения.
| |
| | | | | | | | | |
| | |
| Элементы отметя:
1) орешек - плод покрытосеменных растений;
2) у голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет плодов, поэтому название «кедровые орешки» условно из-за плотного деревянистого покрова.
Почему без растений жизнь в современном виде на Земле была бы невозможна?
1) растения в процессе фотосинтеза образуют органические вещества- пищу для других организмов;
2) они поддерживают постоянство газового состава атмосферы, выделяя кислород на свету и поглощая углекислый газ.
В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее 3-х признаков.
Элементы ответа:
1) у папоротников появились корни;
2) у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань;
3) в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.
Красные водоросли обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез. Если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.
Элементы ответа:
1) для фотосинтеза необходимы лучи красной и синей части спектра;
2) в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.
Назовите плоды, обозначенные буквами А,Б, и растения, для которых они характерны. Что общего у и их плодов? | | | | Чем они отличаются?
Элементы ответа:
1) А-зерновка (пшеница). Б - семянка (подсолнечник);
2) общее: сухие односемянные плоды;
3) отличия: у зерновки семенная кожура срослась с околоплодником, нераскрывающийся плод, семянка раскрывающийся плод.
Какая почка изображена на рисунке? Какие элементы её строения обозначены цифрами 1 и 2? За счёт какой ткани происходит развитие почки?
.1) цветочная (генеративная) почка;
2) 1 - зачаточный стебель, 2 - зачаточный цветок (соцветие);
3) рост и развитие почки идёт за счёт образовательной ткани в конусе нарастания
Чем растения класса двудольных отличаются от растений класса однодольных? Приведите не менее 4-х признаков.
Ответ:
1) у двудольных в зародыше семени две семядоли, у однодольных - одна;
2) корневая система двудольных, как правило, стержневая, а однодольных - мочковатая;
3) у двудольных листья простые и сложные, жилкование -сетчатое, у однодольных листья всегда простые, жилкование параллельное и дуговое;
4) как правило, у двудольных цветки с двойным околоцветником, четырех- или пятичленные, у однодольных - | |
|
| | | | | |
|