Часть десятая

Национальное своеобразие русской

Культуры

Специальное выделение раздела, посвященного русской культуре, в курсе культурологии, который освещает западную культуру в ее целом, вне национальных модификаций, не может быть оправдано только тем, что курс адресован русскому читателю. Ведь помимо русской культуры на западной почве возникли еще несколь­ко великих культур, среди которых, как минимум, французская, немецкая, английс­кая, итальянская. Поэтому специальный акцент на собственной культуре способен легко исказить историческую перспективу. Соглашаясь с этим, нужно учитывать и другое: русская культура не просто западная в ряду других западных культур и, следовательно, недостаточно сказать, что развитие Запада в целом впрямую было развитием Руси—России. В том и дело, что, безусловно оставаясь западной, наша культура вместе с тем выбивается из общего ряда, ее западность особого рода. Для начала попытаемся применить к русской культуре такую формулу: она представляет собой Восток на Западе. Но не в том смысле, что в ней ярко выражены какие-то восточные черты. Для нас совершенно недопустимы положения о каком-то русском евразийстве, о русской пограничное™ и промежуточности между Западом и Восто­ком. Русская культура в своей основе и своих основах именно западная, но внутри Запада она образует нечто слишком своеобразное, чтобы безусловно растворить ее в нем. Национальное своеобразие и нерастворимость, видимо, есть в каждой запад­ной национальной культуре. В нашем же случае речь идет о своеобразии, заходя­щем так далеко, что русская культура, взятая как целое, не укладывается в типоло­гию и периодизацию западной культуры. У нее во многом свой ритм и своя последо­вательность эпох и течений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: