Национальное своеобразие русской
Культуры
Специальное выделение раздела, посвященного русской культуре, в курсе культурологии, который освещает западную культуру в ее целом, вне национальных модификаций, не может быть оправдано только тем, что курс адресован русскому читателю. Ведь помимо русской культуры на западной почве возникли еще несколько великих культур, среди которых, как минимум, французская, немецкая, английская, итальянская. Поэтому специальный акцент на собственной культуре способен легко исказить историческую перспективу. Соглашаясь с этим, нужно учитывать и другое: русская культура не просто западная в ряду других западных культур и, следовательно, недостаточно сказать, что развитие Запада в целом впрямую было развитием Руси—России. В том и дело, что, безусловно оставаясь западной, наша культура вместе с тем выбивается из общего ряда, ее западность особого рода. Для начала попытаемся применить к русской культуре такую формулу: она представляет собой Восток на Западе. Но не в том смысле, что в ней ярко выражены какие-то восточные черты. Для нас совершенно недопустимы положения о каком-то русском евразийстве, о русской пограничное™ и промежуточности между Западом и Востоком. Русская культура в своей основе и своих основах именно западная, но внутри Запада она образует нечто слишком своеобразное, чтобы безусловно растворить ее в нем. Национальное своеобразие и нерастворимость, видимо, есть в каждой западной национальной культуре. В нашем же случае речь идет о своеобразии, заходящем так далеко, что русская культура, взятая как целое, не укладывается в типологию и периодизацию западной культуры. У нее во многом свой ритм и своя последовательность эпох и течений.
|
|