| № | Наименование предприятия | Суммарный выброс загрязняющих веществ, тонн | Город | Код предприятия по ОКПО | Наименование продукции |
| ОАО "Теплоэнергетическая компания"* | 810,7 | Нальчик | Передача пара и горячей воды (тепловой энергии) | ||
| ООО "Каббалкгипс" | 362,8 | Тырныауз | Добыча известняка, гипсового камня и мела | ||
| ОАО "Прохладный теплоэнерго"* | 177,9 | Прохладный | Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными | ||
| ООО «Пищекомбинат»Докшукино»* | 82,0 | Нарткала | Производство пищевых продуктов, включая напитки | ||
| ОАО "Эльбрустеплоэнерго"* | 174,9 | Тырныауз | Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными | ||
| ООО "Моя столица" | 141,8 | Прохладный | Производство этилового спирта из сброженных материалов | ||
| ООО «Росспирт» | 78,9 | Нарткала | Производство пищевых продуктов, включая напитки | ||
| ОАО «Кирпично-черепичный завод» | 79,1 | Прохладный | Производство строительных материалов | ||
| ООО Завод «ЖБИ №4» | 99,4 | Нальчик | Производство строительных материалов |
Примечание: * - обозначены предприятия, которыми сведения о выбросах не представлены
На предприятиях республики было уловлено 1,4 тыс. т загрязняющих веществ, из них утилизировано 0,7тыс.т.
Высокая степень улавливания загрязняющих веществ от 51% до 95% на предприятиях: производства крахмала и крахмалопродуктов, производства сахаров и сахарных сиропов, производства мяса, производства электроэнергии гидроэлектростанциями, производства общестроительных работ по строительству сооружений для горнодобывающей и обрабатывающей промышленности и добыча известняка, гипсового камня и мела, производства инструментов, производства электро- и радиоэлементов, электровакуумных приборов, хранения и складирования зерна, производства мебели, производства частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей, металлургического производства, производство прочих цветных металлов, декоративное садоводство и производство продукции питомников, производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог, производство изделий из бетона для использования в строительстве.
Самая низкая от 5 до 22% на предприятиях: производство деревообрабатывающего оборудования, деятельность воздушного пассажирского транспорта, производство обуви, производства этилового спирта из сброженных материалов.
От предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, разведения крупного рогатого скота, разведения сельскохозяйственной птицы, производства сидра и прочих плодово-ягодных вин, воспроизводства рыбы и водных биоресурсов, производства общестроительных работ по возведению зданий, производство пива, производство обуви, производства машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства, оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом, оптовой торговли моторным топливом, включая авиационный бензин, производства дистиллированных алкогольных напитков, деятельности магистрального железнодорожного транспорта, производства кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины, выращивания винограда, производства хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, полиграфической деятельности, не включенной в другие группировки, транспортирования по трубопроводам газа, выбросы загрязняющих веществ поступили в атмосферный воздух без очистки.
Анализ состава выбросов в атмосферный воздух стационарными источниками проведён по данным статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух), утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей средой» от 18.08.2008 г. №194, ежегодно представляемой природопользователями территориальным органам Ростехнадзора.
Выбросы автомобильного транспорта рассчитаны по утверждённой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации методике, исходя из количества транспортных средств.
В 2010 году случаев аварийных и залповых выбросов загрязняющих веществ не зарегистрировано.
Для 67 предприятий из 76, представивших сведения, установлены и достигнуты нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ). Временно согласованные выбросы (ВСВ) не устанавливались, в следствие чего, прогноз наступления неблагоприятных метеоусловий для рассеивания выбросов загрязняющих веществ промышленных предприятий в атмосферном воздухе не актуален.
Временно согласованный выброс – временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса. Качество атмосферного воздуха поселений не вызывает необходимости установления временных лимитов.
Вклад автотранспорта в суммарные выбросы составлял 96%, в том числе оксида углерода 64 %, окислов азота 20%, ЛОС 11 %.
Оформление и выдача субъекту хозяйственной деятельности разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарных источников - заключительная часть административной процедуры нормирования выбросов, осуществляемая Управлением Росприроднадзора по КБР.
Разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимая величина выброса каждого из выбрасываемых веществ (в граммах в секунду и тоннах в год), при которой отсутствует вредное воздействие на здоровье человека, подтверждаемое соответствующим заключением территориального органа Роспотребнадзора.
Величина предельно допустимого выброса для каждого источника загрязнения атмосферного воздуха определяется расчётно, на основании данных о совокупном загрязнении атмосферного воздуха другими источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, или данных о фоновом загрязнении атмосферы.
За период нормирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с 2000 по 2010 год уполномоченным исполнительным органом (Росприроднадзор по КБР) установлены нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и выданы разрешения на выброс 896 юридическим лицам, имеющим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В 2010 году 62 юридическим лицам установлены значения предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Управлением Роспотребнадзора по КБР рассмотрено 63 проекта норм предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух и выданы санитарно-эпидемиологические заключения, из них:
- коммунальные объекты – 36;
- животноводческие комплексы – 5;
- предприятия пищевой промышленности – 14;
- предприятия общественного питания – 6.
Таблица № 21






