Культура. Жилище. Основным жилищем андроновцев были - землянки и полуземлянки

Жилище. Основным жилищем андроновцев были - землянки и полуземлянки. прямоугольной и 'овальной формы. Котлованы для жилищ глубиной от 0,6 м до 1,5 м. В лесостепных районах широко использовалось дерево, которое служило для крепления стен, для опоры балок и стропил перекрытия. В степи и горных местах вместо дерева использовался камень-плитняк.

В Центральном Казахстане в XII-IX вв. до н.э., в эпоху поздней бронзы, строили многокомнатные дома из массивных каменных блоков, с площадью 500 кв.м и более. Самые большие жилища в евразийских степях в эпоху бронзы раскопаны на поселениях Бугылы, Акбауыр.

Для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям диаметром 0,5-0,8 м, в качестве топлива использовались дрова, кустарник, кизяк. Одна из частей дома была более низкой и использовалось для содержания скота.

В эпоху поздней бронзы (X11-IX вв. до н. э.) на основе жилищ андроновцев появляется - юрта. Это свидетельствуют раскопки поселений Чаглинка, Петровка. Атасу, Бугылы.

В эпоху бронзы появлются древние города. Поселение Аркаим имеет признаки, характерные для раннего города:

Развитая система фортификаций - укреплений, огороженный двумя концентрическими кольцами оборонитель­ных сооружений;

2. Наличие строгого плана или даже макета, по которому строилось поселение;

3. Вся территория поселения делится на несколько зон - жилую, производственную и общественную.

Религия. Человек в эпоху бронзы поклонялся силам природы, солнцу, огню, культу предков.

1.Существовало сложная система представле­ний о загробной жизни, что свидетельствуют погребальные ритуалы

В раннем периоде эпохи бронзы (XVII-XIV вв. до н. э.) - покойника сжигали на костре (кремация), и его прах вместе е личными вещами помешался в каменный ящик. В честь бога огни Агнии приносят в жертву козу и молитвами обращаются к богу смерти Яме. В средней п поздней бронзе - умершего клали в каменный склеп в скорченном положении (поза младенца в утробе матери) на боку головой на запад или на юго-запад.

2. Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев:

• Строительство дома начиналось с жертвоприношения. В жертву приносили быка или барана. Главный опорный столб дома символизировал связь людей с небом.

• Домашний очаг был семейной святыней. Разрушить очаг считалось самым страшным поступком. Очагу приносили жертву, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего.

Рисунки на камнях. В эпоху бронзы на камнях специальных религиозных святилищ появились рисунки, которые отражали представления андроновцев об окружающем мире.

Казахстан - одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков - петроглифов. Рисунки Тамгалы. Ешкиолмес, Каратау, Маймак, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стало достоянием мировой культуры.

Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район - Семиречье (урочище Тамгалы).

Основные сюжеты наскальных рисунков:

• Наиболее распространенные рисунки - это быки-туры, с согнутыми, вытянутыми вперед рогами. Быки - символы могущества, силы и плодородии.

• Наиболее распространенные рисунки - это быки-туры, с согнутыми, вытянутыми вперед рогами. Быки - символы могущества, силы и плодородии.

• Изображение сцен поклонения богу солнца - Митре. Например, в урочище Тамгалы показан солнцеголовый человек, вокруг которого распологаются хоровод из пляшущих человеков, а также одиночные и парные танцоры. Все они исполняют ритуальный танец. Хоровод - это символ солнца, а движение участников - это имитация вращения светил на небе.

• Изображение двухгорбого «еролюда- бактриапа в статичной форме и нередко занимал во многих сценах центральное место.

• Изображение колесниц. В наскальных рисунках Каратау насчитываются 49 гравировок двухколесных охотничьи и боевых колесниц.

• Изображение сцен боя. битвы пеших воинов, вооруженных палицами, топорами, луками и чеканами (клевцами Изображение сцен пахоты, связанного с празднованном нового года. Право проведения первой борозды предоставлялось царю (Сведения из «Авесты»)

Рисунки на камнях (петроглифы) - это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, о его мировозрении.

• Антропологический тип андроновцев - европиодный. (Скульптурное изображение мужской головы на каменном песте, обнаруженного на берегу реки Нура в Центральном Казахстане).

• Язык андроновцев - индо-иранская языковая группа.

Лекция № 6

Тема: Бегазы- дандыбаевская культура.

Форма занятия: теоретическое.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Тип занятия: комбинированный урок.

План урока:

1. Бегазы – Дандыбаевская культура.

2. Особенности бегазы – дандыбаевкой культуры.

Цели занятия:

Образовательная - обеспечить усвоение учащимися понятие «бегазы – дандыбаевская культура», особеностях бегазы – дандыбаевской культуры.

Развивающая - продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление.

Воспитательная - способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.

После изучения темы учащиеся должны:

- иметь представление оархеологической культуре эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана.

- знать характерные черты бегазы – дандыбаевской культуры.

- уметь определять эпоху бронзы, выявлять отличительные черты культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: