Жилище. Основным жилищем андроновцев были - землянки и полуземлянки. прямоугольной и 'овальной формы. Котлованы для жилищ глубиной от 0,6 м до 1,5 м. В лесостепных районах широко использовалось дерево, которое служило для крепления стен, для опоры балок и стропил перекрытия. В степи и горных местах вместо дерева использовался камень-плитняк.
В Центральном Казахстане в XII-IX вв. до н.э., в эпоху поздней бронзы, строили многокомнатные дома из массивных каменных блоков, с площадью 500 кв.м и более. Самые большие жилища в евразийских степях в эпоху бронзы раскопаны на поселениях Бугылы, Акбауыр.
Для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям диаметром 0,5-0,8 м, в качестве топлива использовались дрова, кустарник, кизяк. Одна из частей дома была более низкой и использовалось для содержания скота.
В эпоху поздней бронзы (X11-IX вв. до н. э.) на основе жилищ андроновцев появляется - юрта. Это свидетельствуют раскопки поселений Чаглинка, Петровка. Атасу, Бугылы.
В эпоху бронзы появлются древние города. Поселение Аркаим имеет признаки, характерные для раннего города:
Развитая система фортификаций - укреплений, огороженный двумя концентрическими кольцами оборонительных сооружений;
2. Наличие строгого плана или даже макета, по которому строилось поселение;
3. Вся территория поселения делится на несколько зон - жилую, производственную и общественную.
Религия. Человек в эпоху бронзы поклонялся силам природы, солнцу, огню, культу предков.
1.Существовало сложная система представлений о загробной жизни, что свидетельствуют погребальные ритуалы
В раннем периоде эпохи бронзы (XVII-XIV вв. до н. э.) - покойника сжигали на костре (кремация), и его прах вместе е личными вещами помешался в каменный ящик. В честь бога огни Агнии приносят в жертву козу и молитвами обращаются к богу смерти Яме. В средней п поздней бронзе - умершего клали в каменный склеп в скорченном положении (поза младенца в утробе матери) на боку головой на запад или на юго-запад.
2. Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев:
• Строительство дома начиналось с жертвоприношения. В жертву приносили быка или барана. Главный опорный столб дома символизировал связь людей с небом.
• Домашний очаг был семейной святыней. Разрушить очаг считалось самым страшным поступком. Очагу приносили жертву, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего.
Рисунки на камнях. В эпоху бронзы на камнях специальных религиозных святилищ появились рисунки, которые отражали представления андроновцев об окружающем мире.
Казахстан - одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков - петроглифов. Рисунки Тамгалы. Ешкиолмес, Каратау, Маймак, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стало достоянием мировой культуры.
Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район - Семиречье (урочище Тамгалы).
Основные сюжеты наскальных рисунков:
• Наиболее распространенные рисунки - это быки-туры, с согнутыми, вытянутыми вперед рогами. Быки - символы могущества, силы и плодородии.
• Наиболее распространенные рисунки - это быки-туры, с согнутыми, вытянутыми вперед рогами. Быки - символы могущества, силы и плодородии.
• Изображение сцен поклонения богу солнца - Митре. Например, в урочище Тамгалы показан солнцеголовый человек, вокруг которого распологаются хоровод из пляшущих человеков, а также одиночные и парные танцоры. Все они исполняют ритуальный танец. Хоровод - это символ солнца, а движение участников - это имитация вращения светил на небе.
• Изображение двухгорбого «еролюда- бактриапа в статичной форме и нередко занимал во многих сценах центральное место.
• Изображение колесниц. В наскальных рисунках Каратау насчитываются 49 гравировок двухколесных охотничьи и боевых колесниц.
• Изображение сцен боя. битвы пеших воинов, вооруженных палицами, топорами, луками и чеканами (клевцами Изображение сцен пахоты, связанного с празднованном нового года. Право проведения первой борозды предоставлялось царю (Сведения из «Авесты»)
Рисунки на камнях (петроглифы) - это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, о его мировозрении.
• Антропологический тип андроновцев - европиодный. (Скульптурное изображение мужской головы на каменном песте, обнаруженного на берегу реки Нура в Центральном Казахстане).
• Язык андроновцев - индо-иранская языковая группа.
Лекция № 6Тема: Бегазы- дандыбаевская культура.
Форма занятия: теоретическое.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Тип занятия: комбинированный урок.
План урока:
1. Бегазы – Дандыбаевская культура.
2. Особенности бегазы – дандыбаевкой культуры.
Цели занятия:
Образовательная - обеспечить усвоение учащимися понятие «бегазы – дандыбаевская культура», особеностях бегазы – дандыбаевской культуры.
Развивающая - продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление.
Воспитательная - способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.
После изучения темы учащиеся должны:
- иметь представление оархеологической культуре эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана.
- знать характерные черты бегазы – дандыбаевской культуры.
- уметь определять эпоху бронзы, выявлять отличительные черты культуры.