Буддизм. Он проник в Южный Казахстан и Семиречье с середины I в

Он проник в Южный Казахстан и Семиречье с середины I в. До н.э. В распространений буддизма важная роль принадлежала племенам согдийцам и канглам (I – III вв. до н.э) С VIв. Тюркская аристократия и часть городского населения проповедовали буддизм. Памятники буддизма в Южном Казахстане и Семиречье:

- два буддийских храма – в городах Чуйской долины: Ак – бешиме и Суябе (VII – VIII вв)

-подземный монастырь недалеко от Испиджаба (VI – VIII вв)

-Бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины с сюжетами буддиской иконографий.

Христианство.

в VII – VIII вв.в городах Южного Казахстана и Семиречья широко распространилось христианство несторианского толка, пришедшие из Средней Азий, где основным его центром был г. Мерв.

- при патриархе Тимофее (780 – 819 гг) христианство принято карлукским жабгу.

-на рубеже IX – X вв. была образована карлукская митрополия.

- в Таразе и Мерке действовали христианские церкви.

- в XII в. Была утверждена митрополия Кашкара и Навакета.

- В. Рубрук сообщает, о христианской церкви в Коялыке.

Манихейство – возникла в III в. Н.э. в Иране, она представляла собой синтез христианства (взяла идею миссианства) и зороастризма (идею борьбы добра и зла). В манихейском сочинений VIII в. «Священная книга двух основ» упоминается «золотой город Аргу – Талас» Ведущую роль в распространений манихейства играли согдийцы.

- Манихейские обители найдены в городах Семиречья – Баласагуне и Шигил – балыке.

- В Таразе найден бронзовый медальон с женским изображением с луной (полумесяцем), которая является символом Манихейского божества.

Зороастризм – возник в VII – VI вв. до н.э. в Иране. Для зороастризма характерно почитание 4 стихий. Вселеннои – воды, огня, земли и воздуха. Зороастризм внесен в Южные города Казахстана в VI – VII вв.согдийцами.

- башни огня зороастризма сохранились в городищах Костобе и Красная речка.

-в домах Отрара обнаружении очаги – алтари, вмазанные в пол.

Ислам.

VIII – IX вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб, в 859 г. Его брат Ахмет ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу VIII в. Карлуки приняли ислам. В 960 г. При Муса хане караханиды первыми объявили ислам государственной религией.

- Христианские церкви в Таразе и Мерке превращали в мечети.

- Аль Макдиси сообщает о соборной мечети в Кедере.

-К IX – XI вв. относится постройка мечети в Баласагуне.

- со второй половины IX – X вв. распространяется совершение мусульманских погребений головой обрядов – умерших клали в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича головой на северо-запад, лицом на юг.

- ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском Оазисе (IX –X)

-в XI – XIII вв. группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: