Задание 5. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
В Киевской Руси основным связующим материалом была известь. Получали ее путем обжига известняка в специальных печах, которая позже гасилась в специальных ямах. Для приготовления строительного раствора использовалась известь разного состава - из чистого известняка получалась жирная белая известь (воздушная), а из известняка с глинистыми примесями - серая (гидравлическая, которая обладает способностью схватываться во влажной среде и использовалась при кладке). Белую известь использовали в основном при штукатурной работе. Хотя согласно некоторым исследованиям этим правилом не всегда руководствовались - вопрос рационального применения различных видов вяжущих также актуален и в современном строительстве.
Заполнителем растворов являлась цемянка, т.е. мелкотолченая керамика, а также туф и пемза. Использовалась как специально обожженная и затем размолотая глина, так и недообожённый кирпич, а позже мелкотолченый кирпичный бой более крупных фракций - что давало меньшую усадку при твердении и увеличивало трещиностойкость. Однако тонкомолотая глина придавала дополнительные гидравлические свойства цемянке. Но видно уже тогда вопрос экономии и удешевления материалов и использования отходов производства (брак кирпича) не всегда решался в соответствии с задачей сохранения качества продукции. Использование толчённой керамики в качестве заполнителя - прием, широко применявшийся многими древними народами. К примеру, в Индии применялась известь в смеси с сурки - молотым кирпичом. Интересно, что в раннем зодчестве в строительных растворах в качестве заполнителя песок практически не использовался. В качестве вяжущего также использовался гипс, а заполнитель - дробленый алебастр.
|
|
После Октябрьской революции развитию цементной науки уделялось большое внимание - так как цементная промышленность является базовой в обеспечение экономической мощи страны. Была создана научная основа цементной промышленности - по всей стране были созданы организации, занимающиеся проблемами и перспективами развития производства цемента.
Задание 6. Ответьте на вопросы. Используя вопросно-ответную реплику поговорите между собой в форме диалога. | |||
1. Как получали известь в киевской руси? | |||
2. При какой работе использовали белую известь? | |||
3. Чем являлась цемянка? | |||
4. Что придавала тонкомолотая глина цемянке? | |||
5. Какие еще материалы добавлялись в качестве вяжущего свойства цементу? | |||
Грамматический комментарий | |||
Чистота речи -коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь — язык. Чистой называется такая речь, в которой нет чуждых литературному языку слов и словосочетаний и других элементов языка. К языковым средствам, нарушающим Ч. р., относят диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, вульгаризмы, канцеляризмы, слова-паразиты. |
Задание 7. Лексический тренинг. Составьте с данными словами предложения.
|
|
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ//ИСПЫТАТЕЛЬСКИЙ
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ. Служащий, предназначенный для испытания, проверки кого-чего-либо. Синонимы: проверочный, пробный. Испытательн|ый: ~ый срок, полёт; ~ая комиссия; ~ый экзамен; ~ое чтение (устар.). Установив отремонтированный мной мотор на самолёт известного лётчика, - - - я попросил его взять меня в испытательный полёт вместо бортмеханика. М. Водопьянов. Путь лётчика.
ИСПЫТАТЕЛЬСКИЙ. Относящийся к испытателю, принадлежащий ему. Испытательск|ий: ~ий подход, опыт, талант; ~ие интересы, записки, рассуждения. Свечин одобрял любой испытательский опыт учёного, будь то - подъём на воздушном шаре Менделеева или опробование на себе Мечниковым холерных бацилл. в.Лидин. Две жизни.
Задание 8. Сравните предложения, проанализируйте стилистическую правку. Какие стилистические недочеты устранил редактор? В случае несогласия с ним дайте свои варианты стилистической правки. Составьте микротекст с использованием одного из этих предложений. |
1. Нами решено сделать строймонтажа на 136 тысяч тенге.
2. Мы решили выполнить строительно-монтажные работы на 136 тысяч тенге.
3. Перед ним возникал даже такой вопрос: на глянец или на мат клеить пленку?
4. Он не знал даже, как клеить пленку: на глянцевую или на матовую сторону.
5. Двигатель-пускач трактора подлежит замене.
6. Пусковой двигатель трактора следует заменить.
7. На Северной железной дороге освоена технология строительства волноотбойных стен из сборных элементов с последующим их омоноличиванием.
8. На Северной железной дороге освоена технология изготовления монолитных волноотбойных стен из сборных элементов.
Тесты для самоконтроля
1. В качестве вяжущего применялось…..
A)песок
B) глина
C) гипс
D) известь
2. Где впервые известь применялась для облицовочных работ?
A)Америка
B) Египет
D) Индия
C) Украина.
3.Чистота речи - …
A)Диалогическая речь.
B) коммуникативное качество речи.
C) Монотонная речь.
D) Дискуссионная речь.
4. К языковым средствам, нарушающим Чистота речи, относят ….
A)жаргонизмы
B)рассказы
D)романы
C)басни
ГЛОССАРИЙ
№ | русский | казахский | английский |
Вяжущие материалы | |||
высокой степени | биік дәрежеге | high degree | |
экономии средств | ақы-пұлдың үнемдері | economy of means | |
теплопроводности | жылуөткізгіштікке | heat conductivity | |
Чистота речи | Сөздің тазалығы | Purity of the speech | |
заполнитель | |||
отходы |
Задание на СРС. Подготовьте эссе на тему «Строительные технологии современности и будущего» |
Задание на СРСП. Выразите своё мнение «Можно ли обойтись в строительстве без цемента?». Аргументируйте свою точку зрения. |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Г.С Иманбекова Г.А.Алтаева. Дидактический материал сборник текстов «язык специальности» ТарГУ М.Х.Дулати Тараз 2007
2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с
3. https://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html
4. https://www.calend.ru/holidays/
5. К.К.Ахмедьяров, Ш.К.Жаркынбеков. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат). Алматы 20
Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема: | «Русский язык» № 15 История возникновения готического стиля Канцеляризмы, речевые штампы, слова паразиты | Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Куандыкова Дина Мусабековна |
Задание 1. Прослушайте текст и заполните тест.
|
|
Верно | Неверно | |
Готикой называют исторический художественный стиль | ||
Господствовавший в западноевропейском искусстве в XII-XVI вв. | ||
Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию | ||
Освобождение стен от нагрузки не позволяло прорезать их огромными окнами | ||
Одной из главных особенностей готического стиля стала дематериализация формы |