В докладе, прочитанном В. М. Бехтеревым на Совете Психоневрологического института 20 февраля 1910 г., он сказал, что общественная психология не считает своею прямою целью изучать сами общественные явления, она изучает лишь психологический механизм развития общественных явлений, их психологическую подготовку и изучает условия, при которых нервно-психические явления, развивающиеся в ряде индивидов, становятся социально-психологическими явлениями (10.С.8).
Исследования, проведенные на кафедре политической психологии, подтверждают это положение. Несомненно, интеллектуальная экспансия, которая осуществляется общественно-политическими движениями и партиями, вольно или невольно учитывает психологические особенности населения. Несомненно, интеллектуальная экспансия изменяет психологические параметры единичного человека и всего общества. И несомненно, изменение психологических параметров приводит к возможности развития тех или иных политических явлений. Предме-
|
|
том исследования были связь параметров структуры, характеризующих психическое состояние населения к августу 1991 г. (психологический феномен), и показателя политической стабильности в обществе на примере событий 19—23 августа этого же года (политическое явление).
Для исследования психолого-политических последствий интеллектуальной экспансии идеи «перестройки» была разработана модель — «Психолого-Политическая Стабильность» (ППС). Состав, модели и ее организация сходны со схемой, полученной в результате факторного анализа данных теста ММРI. Блоки схемы имеют психологическое содержание, близкое к содержанию соответствующих шкал Миннесотского опросника. Структура модели ППС в значительной мере соответствует структуре отношений между психологическими качествами, оцениваемыми в ММРI. Модель применялась в: а) непосредственном психологическом тестировании, б) социолого-психологических телефонных опросах, в) уличном психолого-социологическом анкетировании. Данные, полученные с помощью метода ППС, сопоставлялись с материалами параллельных исследований при помощи методик Кеттела, Розенцвейга, Люшера, Айзенка, Равена, включенного наблюдения и психодиагностической беседы (см. схему 1.1).
Психологические характеристики модели ППС, которым в схеме 1.1. присвоены номера с 11 по 18-й, имеют псилохогическое содержание, близкое к содержанию шкал 2, 9, 7, 4, 3, 6, 1, 8 в тесте ММРI и методе СМИЛ (51, 69). Систематическое массовое тестирование лиц, вовлеченных интеллектуальной экспансией в политическую деятельность, дало материал для психологической интерпретации модели ППС, сходной с интерпретацией шкал D, Ма, Рt, Рd, Ну, Ра, Нs, Sс. Политическая стабильность оценивалась измерением равновесия между параметрами «1ППС» — «политическая стабильность», интегрирующим данные блоков 11, 13, 15, 17 (нечетная половина) и параметрами «2ППС» — «политическая нестабильность», которое интегрирует данные блоков 12, 14, 16, 18 (четная половина). Подобные отношения между факторами «социальной подчиненности» и «социальной агрессивности» установлены при математико-статистической обработке больших массивов данных ММРI. В исследованиях структуры личности социальная подчиненность определяется совокупностью параметров D, Рt, Ну, Нs, а социальная агрессивность — совокупностью значений Ма, Рd, Ра, Sс. Баланс между этими совокупностями, по некоторым данным, позволяет прогнозировать социальное поведение человека. Аналогичным образом в модели ППС измеряется баланс между ее «четной» и «нечетной» половинами. Обе половины теоретически могут изменять свою величину в любых пределах: от 1,0 до 0,0. Но измерение психологической меры политической стабильности ведется по соотношению параметров
|
|
Схема 1.1. Психолого-политическая структура влияния интеллектуальной экспансии общественно-политических движений на политическую стабильность общества.
1ППС и 2ППС (К1 и К2). Если параметры и К1, и К2 находятся в пределах от 0,0 до 0,618, значит, менаду ними есть равновесие, не угрожающее резким изменением политической ситуации. Превышение критического порога 0,618 любым из них дает основания прогнозировать нарушение психолого-политического равновесия в обществе и доминирования режима политической стабильности (К1) или нестабильности (К2). Для измерения соотношения параметров К1 и К2 в модели ППС измерялись психологические предпосылки восьми психолого-политических качеств: политического безразличия (11), политического консерватизма (13), политической адаптивности (15), политического иждивенчества (17). Вероятность политической нестабильности изучалась по степени политической инициативы (12), политического радикализма (14), политического соперничества (16), политического творчества (18). Перечисленные качества в кратком изложении имеют следующее психологическое содержание:
— Политическое безразличие (11) обусловливается сниже-
нием общего эмоционального тонуса людей, вовлеченных в со-
циальный процесс. У населения развивается недоверие к ру-
ководителям, партиям и людям вообще. У них заметно сни-
жается общественная активность, усиливается склонность к
переживаниям по любым поводам. В целом формируется син-
дром тотального общественно-политического пессимизма. Тео-
ретически возможно приближение к состоянию политического
резонерства, являющегося следствием воздействия дезорганизу-
ющей политической информации. (Необходимо уточнить, что
речь в данном случае не идет о бессвязном мышлении как ме-
дицинском явлении, характеризующем вариант общего наруше-
ния процессов мышления у больного человека, а как вариант
нарушения понимания только политических реальностей. Там же
и далее.)
— Политический консерватизм (13) имеет в своей основе
стремление населения почти любой ценой избежать конфлик-
та. Оно защищается от политического напряжения, делая сво-
ей моральной опорой верность гражданскому, профессиональ-
ному долгу, нравственным ценностям. Люди стремятся коор-
динировать свое поведение с мнением других на фоне все на-
растающей, всеобъемлющей тревожности. Крайним выраже-
нием политического консерватизма части населения может
стать компульсивная идея, провоцируемая систематическим
воздействием дезинтегрирующей информации.
|
|
—Политическая адаптивность (15) основывается на стремлении быть сопричастным к изменениям в обществе. Ситуация вынуждает людей становиться необходимыми политически активной части населения и вызывать у нее симпатии. Это приводит к стремлению усвоить внешние атрибуты политической лояльности, демонстрировать исполнение новых ритуалов по-
литического поведения, содержания и формы высказываний. Но все это продолжается до тех пор, пока есть сильнодействующие факторы, вынуждающие к адаптации. Политическая адаптация развивается на фоне сильнейшей эмоциональной нестабильности населения. Стремление совместить несовместимое — личные убеждения и противоречащее им собственное реальное поведение — может приводить к эффектам разорванного политического мышления, усиливаемого потоком дискредитирующей информации.
— Политическое иждивенчество (17) берет начало в стрем-
лении уклониться от ответственности за политические сторо-
ны жизни общества. Это приводит к чрезмерной недоверчиво-
сти ко всему, что имеет личное значение. Она вынуждает осу-
ществлять интенсивный неустанный контроль за всем происхо-
дящим вовне и вести самоконтроль всех собственных поступ-
ков, которые могут быть квалифицированы как политические.
Стремление постоянно маскироваться развивает бессвязное по-
литическое мышление, разрушаемое огромным объемом полити-
ческой дезинформации.
«Нечетные» психологические параметры (11, 13, 15, 17) — политическая инициатива, радикализм, соперничество, творчество в совокупности формируют психологическую базу политической стабильности. Вторичными факторами нечетной половины модели являются психологическое стремление к политической безопасности (15, 17) и склонность преуменьшать свою способность влиять на структуры власти (11, 13).
— Политическая инициатива (12) возбуждается исключи-
тельно сильным политическим оптимизмом, который Насс и
Кабанис именовали «революционным неврозом» (28). Она со-
провождается активной вовлеченностью в жизнь общества,
ничем не оправданной уверенностью в успехе, склонностью
беззастенчиво, чрезмерно бегло судить обо всем, что касается
управления государством. Повышенная эмоциональность и
перемены в настроении населения также характерны для поли-
тической инициативы. В переломные моменты истории обнару-
живается симптом сверхценной политической идеи, связанной
с огромным объемом дезориентирующей политической инфор-
мации.
|
|
—Политический радикализм (14) появляется на фоне стремления к психологическому доминированию. Он сочетается со склонностью к риску в области эмоциональных отношений с людьми, своего поведения вообще и часто в своей основе имеет неуважение к традициям, авторитетам, установленным нормам поведения. Сопутствует политическому радикализму неумение повиноваться любой власти. Обнаруживается он в периоды существенного экономического, социального напряжения в обществе. Сопровождается неспособностью контролировать свои эмоциональные отношения с другими людьми. На-
вязчивая идея в политическом радикализме поддерживается дестабилизирующей политической информацией.
—Политическое соперничество (16) проявляется в догматическом упорстве, с которым отстаивается правота своей точки зрения, право на лидерство в политической жизни. Пренебрежение любыми жертвами, трудностями, чрезмерностью цены, которую приходится платить за самый незначительный успех,— верные признаки состояния политического соперничества. Оно сопровождается скрупулезным, педантичным исследованием малейшей возможности взять верх в борьбе за власть. Сочетается оно с крайней подозрительностью, ригидностью в понимании политических реальностей. Осуществляется в условиях деморализующей информации, приводящей к скачкам политических идей, требующих присяги то монархии, то республике, то диктатуре.
—Политическое творчество (18) ориентировано на завоевание авторитета у окружающих за счет демонстративного несогласия с общепринятыми представлениями, непредсказуемости действий, фантастичности проектов устройства общества. Оторванность от реальности в сочетании с эмоциональной холодностью представляет главную его особенность. В политическом творчестве возможно возникновение бредовых политических идей на фоне широкомасштабной фальсифицирующей информации.
«Четные» психологические параметры (12, 14, 16, 18) в совокупности формируют комплекс политической нестабильности. Их вторичными факторами являются интерес к политическим идеям (16, 18) и чрезмерность самооценки своих возможностей влиять на политику (4, 6).
Характеристики населения, в целом прогнозирующие его способность к политическому поведению, состоят из производных факторов:
а) Психологической нагрузки общества (7), показываю
щей отношение потенциальных возможностей данного населе-
ния в данное время принимать внезапные, неожиданные, энер-
гичные изменения в социальной, экономической, правовой, фи-
зической жизни, требующие предельного напряжения мышле-
ния, воли, эмоций, — к реальным воздействиям в виде сниже-
ния личной безопасности, покупательной способности, возмож-
ности обеспечивать себя своим трудом, понимания происходя-
щего вокруг. Психологическая перегрузка населения иннова-
циями различного рода соизмеряется с его психологической
«грузоподъемностью», способностью принимать политические ре-
формы без разрушения психики и деятельности.
б) Психологической устойчивости (8), оценивающей способ-
ность психики населения противостоять «опрокидывающим»
воздействиям политического характера в форме стремитель-
ных изменений законодательства, уклада жизни, всей системы
отношений в обществе, замены одних гражданских ценностей на другие. Эти одномоментные воздействия имеют сходство с порывами ветра, опрокидывающими в море яхту. Психика играет роль более или менее тяжелого киля, сохраняющего нормальное эмоциональное, правовое и трудовое поведение населения.
в) Психологической энергичности населения (9), измеряю
щей его способность поддерживать достаточно длительное время
свое поведение на избранном уровне, не прекращая нормаль
ной трудовой, личной, семейной жизни независимо от полити-
ческих конфликтов. Политические реформы адаптируются к
возможностям людей сохранять достаточный уровень эмоцио-
нального, морального тонуса, который растрачивается в испы-
таниях, предлагаемых интеллектуальной экспансией. И физи-
ческое, и психическое, и нравственное здоровье населения име-
ет свои конечные пределы, словно топливо корабля в дальнем
плавании. Поэтому политика вынуждена соизмерять свои планы
с длительностью их осуществления с тем, чтобы не исчерпать
полностью запасы нервно-психической и физической энергии на-
селения.
г) Психологической управляемости людей (10), которая ха-
рактеризует способность быстро изменить содержание и ха-
рактер своей жизни или, напротив, исключительно инерцион-
но воспринимать реформы, нарушая всю стратегию политиков.
В зависимости от национальных традиций, социального со-
става населения, уровня культурного и образовательного раз-
вития, распределения людей по полу, возрасту, профессиям
политические идеи могут легко приниматься или встречать
сопротивление в различных формах. Расчет психологической
управляемости населения не менее важен, чем точное знание
радиуса циркуляции поворота океанского лайнера, который
может вписаться в поворот, а может потерпеть аварию.
Интеллектуальная экспансия политических идей в каждый момент времени имеет дело с постоянно изменяющимися психологическими параметрами «политического человека». Для примера анализа такого рода я привожу данные только одного исследования. С помощью методик ММРI и СМИЛ изучались группы из 678 политических и государственных руководителей различного уровня, возраста, ориентации из различных регионов России. Отбирались испытуемые по признаку их зависимости от интеллектуальной экспансии идеи политических реформ. Причем не имело значения, являются они ее сторонниками или противниками. Зависимость от экспансии обнаруживалась по согласию занимать влиятельные политические должности, энергичному общественно-политическому поведению, осведомленности в проблемах актуальной политической дискуссии, готовности немедленно вступить в полемику по политическим вопросам, убежденности в правоте своих утвержде-
ний и действии, стремление объединиться в общественно-политические группировки различного характера.
Профиль полученных в исследовании психологических параметров 11 —18 имеет сходство с тем, который Л. Н. Собчик характеризует как «стенический тип реагирования (норма)» (69). Такой профиль показывает достаточно устойчивое психологическое состояние всей выборки «политических людей». При весьма высокой самооценке своих политических возможностей испытуемыми, исследование обнаружило недостаточный интерес к политическим идеям. Развитая психология политического иждивенчества и безразличия обеспечивают их стремление поддерживать политическую стабильность и в своей деятельности, и в обществе. В этих условиях экстремальные политические явления не имеют психологической почвы для политических действий ни по стабилизации, ни по дестабилизации власти.
По данным, представленным в схеме 1.2, очевидно, что психологическая нагрузка (7) не достигла критических величин (К11 = 0,473 и К12=0,526), психологическая энергичность (9) хорошо сбалансирована между адаптивностью и соперничеством (К15 = 0,485 и К16=0,511), психологическая управляемость (10) сохранена полностью (К17=0,506 и К18=0,493). Только психологическая устойчивость (8) имеет некоторую асимметрию в сторону радикализма, но недостаточную для активной политической деятельности (К13 = 0,453 и К14 = = 0,546). Равновесие между психологическими качествами, способными создать предпосылки для политической дестабилизации, ни в одном случае не приблизились к критической величине 0,618. При таких психологических характеристиках политически активного населения можно утверждать, что не только общество, но и политики в августе 1991 г. не готовы были ни поддержать акцентуированное политическое явление, ни оказать ему сопротивление. Психологическая тенденция к нарушению политической стабильности просматривается только в выборках молодежных политических лидеров и государственных служащих Ленинградской области. Совокупность значений психологических шкал в этих выборках приближается к «Астеническому типу реагирования (дезадаптации)» (69). Но и в этом случае ожидать психологической поддержки радикальных или акцентуированных действий не приходится.
Параметры психологических предпосылок политической стабильности-нестабильности (К1 = 0,491 и К2 = 0,508) показывают, что в августе 1991 г. психологически для населения не существовало проблемы политической стабильности. До критического значения 0,618 здесь тоже далеко. Трудности социально-бытового характера, на которые ориентировались руководители общественно-политических движений и партий и политические комментаторы, носили характер дополитических и к про-
Схема 2.2. Результаты экспериментального исследования психолого-политических статусов различных групп населения России, вовлеченных в общественно-политические движения в 1990—1991 гг.
1) Политические руководители центральной России.
2) Политизированная интеллигенция Ленинграда.
3) Молодежные политические лидеры Ленинграда.
4) Государственные служащие Ленинградской области.
5) Государственные служащие Ленинграда.
блемам власти в государстве никакого отношения не имели.
К сожалению, исторический случай предоставил возможность проверить прогностическую силу психолого-политических исследований, совместив во времени психологический феномен (оценку психологических предпосылок политической стабильности) и политическое явление (попытку политиков остро апеллировать к населению по вопросам власти). В августе 1991 г. «сошлись» психологический анализ и политическая практика. В этом случае, как и в других, подтвердилось наличие связи между психологическими феноменами и политическими явлениями. Подтвердилось, что каждое политическое явление для своего существования должно иметь соответствующую ему психологическую среду. В данном случае ясно, что информационное обеспечение политической интеллектуальной экспансии перед событиями августа 1991 г. носило несистемный характер. Политическая экспансия эмоционального характера активизировала политическую инициативу и радикализм, но не создала атмосферы политического творчества и соперничества даже среди группировок политически активных людей. Более того, стало развиваться стремление к политической безопасности, которая будет поддерживать политическую стабильность даже в более крайних случаях, чем августовские события.
Конкретный пример исследования связи психологического феномена и политического явления, предложенный нами для рассмотрения в заключении этой главы, должен показать, со сколь сложным и ответственным предметом деятельности имеют дело общественно-политические движения и партии. Знание того, сколько психологических параметров решают успех политической деятельности, как эти параметры связаны между собой, в каких объемах и какая информационно-психологическая нагрузка приводит к успеху, а в каких—к неудаче, базируется на высочайшем профессионализме и несовместимо с интуитивными дилетантскими действиями любителей. Психологам известно, как трудно произвести изменения в структуре психики человека, сколько труда и времени для этого требуется, какими знаниями и опытом необходимо для этого располагать. Политический процесс трансформирует коллективное сознание населения целых государств, имеет «историческую» длительность, и тем более требует высочайшего профессионализма, на необходимость которого я и пытался указать в Заключении.