17. «Каждое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и неустановлено разделение властей, не имеет конституции».
2. «Цель всякого политического союза есть сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».
«Декларация прав человека и гражданина»
Происхождение парламента. Парламент в простейшем определении — законодательное собрание, которое образуется на основе выборов депутатов, членов парламента. Парламент может -называться в разных странах и в разное время как угодно иначе, но его смысл и суть остаются одни и те же: правовое регулирование отношений. Названия — самые разные: в США — Законодательный конгресс, во Франции — Национальное собрание, в Швеции — рикстаг, в Испании — кортесы и т. п. В СССР и в России на сегодняшний день, 1 сентября 1991 г., название отечественного парламента — Верховный Совет.
Парламент в своем нынешнем виде и психология политической работы в нем сформировались в Англии и Франции. В XIII в. были оформлены первые документы: в 1215 г. в Англии появился Великий Совет королевства, который потом стал называться парламентом, в 1239 г. во Франции — парламент, предназначенный Людовиком IX для установления по всей стране единообразного римского права. Парламент — от французского раrlеr — говорить.
|
|
Развитие парламента. За семьсот лет своего существования в той форме, которая нам привычна и понятна, парламент постоянно претерпевал изменения, подвергался реформированию, сохраняя свою законодательную суть. Обыкновенно парламент изменяет свое строение и даже название в результате революций или состояний, близких к революцией-
пым. В Англии Баронское восстание 1258 г. создало парламент из 27 представителей. Восстание рыцарей обусловило всесословный парламент в 1265 г. Палата лордов и Палата представителей появляются в 1347 г. Парламентские акты приравниваются к королевским указам в 1539 г. Революция 1648 г. привела к созданию однопалатного парламента, революция 1657 г. восстановила Палату лордов. Другие реформы английского парламента носили менее радикальный характер: в 1832 г. увеличено число избирателей до 800 тыс. человек, в 1867 г. — до 4 млн, в 1872 г. введено тайное голосование, в 1911 г. отменено право вето Палаты лордов, в 1912 г. предоставлено избирательное право всем мужчинам старше 21 года, в 1918 г. избирательное право распространяется на женщин и т. д. Во Франции процесс совершенствования шел по той же схеме, хотя имел национальный колорит.
Парламент в России и СССР. Предполагается, что в России предшественником форм управления, близким к парламентаризму, было вече, зарегистрированное в документах XII в., хотя вече и не было выборным, не устанавливало порядок обсуждения, не было подсчета голосов, кворума. Последнее вече — псковское — прекратило свое существование в 1510 г. Боярская дума — правильно действующее постоянное учреждение, совет князя с боярами, не имеет в литературе точного указания на дату своего происхождения. Первое зарегистрированное точное указание на правило, по которому царь не мог издавать законов без согласия Боярской думы, датировано 1550 г. Что-то вроде постоянной комиссии Думы—«избранная Рада» фактически являлась правительством России. Дума была упразднена в 1676 г. с ликвидацией местничества. Название Боярской думы упразднил Петр I.
|
|
В качестве законосовещательного органа России с 1801 г. функционировал Государственный Совет, члены которого назначались царем или входили в него по должности. С 1906 г. Государственный Совет стал законодательным органом, половина членов которого выбиралась от сословий. Упразднен он был Декретом Временного правительства 6 октября 1917 г.
Дума в новом парламентском качестве возродилась 24 декабря 1905 г., когда впервые были проведены выборы, но не всеобщие, а по четырем куриям. Первая государственная Дума существовала с 27апреля по 9 июля 1906 г. Депутаты, члены Думы, впервые избирались на всеобщих выборах и имели партийный признак. Так, в этой Думе было 18 социал-демократов, 179 кадетов, 44 правых (монархисты и др.), 94 трудовика (Крестьянский Союз и др.), 44 автономиста (националисты) и 100 беспартийных депутатов. Право на законодательную деятельность Думы было минимально, а ее реформаторские намерения выходили за предел компетенции депутатов. Закончила свое существование первая Дума осуждением 166 депутатов
за призыв не платить налогов и не идти на военную службу и пр.
Во второй Думе (20 февраля — 2 июня 1907 г.) несколько изменилось распределение депутатов по партийному признаку. Это было уже серьезное приближение к парламенту по задачам законотворчества, но из-за нарушения процессуальных и этических норм, стремления значительной части депутатов к непарламентским формам реорганизации власти, из-за неумения правительства сотрудничать с парламентом в результате правительственного переворота и вторая Дума прекратила свое существование.
В третью Думу (1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г.) входили депутаты от 18 партий, и беспартийных было от 5 до 24 человек. Четвертая Дума мало отличалась от третьей (15 ноября 1912 г. — 25 февраля 1917 г.). К этому периоду относится знаменитое высказывание Председателя Совета Министров В. Коковцева: «У нас, слава Богу, еще нет парламента». Отношение к Думе, несущей на себе нагрузку парламента, у большинства ответственных за ее работу лиц было различно и противоречиво. Дума работала как парламент, но каждая из сторон использовала ее в своих, совсем непарламентских интересах. Тем не менее история и работа Государственной думы России в период до февральской революции 1917 г. может очень многое объяснить — что из западноевропейского парламентаризма может прижиться на отечественной почве, а что нуждается в адаптации к психологическим особенностям россиян.
Специфика структуры, регламента, формы работы Советов народных депутатов всех уровней после Октябрьской революции 1917 г. в значительной степени объясняется крайне неудачным опытом Государственной Думы, которая оказалась «оборотнем парламента» и оставила о себе самые скептические воспоминания. Опыт Государственной думы повторяется в деятельности Советов, избранных на альтернативных выборах 1990—1991 гг.
Проблема «бутафорского» парламента существует не только для России. При этом, однако, не стоит забывать, что законы, по которым живут государства и народы, вышли из стен парламентов и без дифференциации их на настоящие или бутафорские. Законы всегда настоящие.
|
|
Несомненны три обстоятельства:
1. Парламентская форма управления прошла путь дли-
тельного и скрупулезного совершенствования, как любая дру-
гая отрасль человеческой деятельности. Это профессиональная
деятельность.
2. Парламентская форма управления строго следовала за
естественным развитием общества и его информационных воз-
можностей.
3. Парламентская форма сохраняется в противоборстве с другими формами политической работы, очевидно, потому, что опирается на психологические закономерности управления обществом.