Факты. Интеграция государственных форм управления к парламентскому регулированию

17. «Каждое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не­установлено разделение властей, не имеет конституции».

2. «Цель всякого политического союза есть сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Права эти суть: свобода, собствен­ность, безопасность и сопротивление угнетению».

«Декларация прав человека и гражданина»

Происхождение парламента. Парламент в про­стейшем определении — законодательное собрание, которое образуется на основе выборов депутатов, членов парламента. Парламент может -называться в разных странах и в разное время как угодно иначе, но его смысл и суть остаются одни и те же: правовое регулирование отношений. Названия — самые разные: в США — Законодательный конгресс, во Франции — Национальное собрание, в Швеции — рикстаг, в Испании — кортесы и т. п. В СССР и в России на сегодняшний день, 1 сентября 1991 г., название отечественного парламента — Вер­ховный Совет.

Парламент в своем нынешнем виде и психология полити­ческой работы в нем сформировались в Англии и Франции. В XIII в. были оформлены первые документы: в 1215 г. в Англии появился Великий Совет королевства, который потом стал называться парламентом, в 1239 г. во Франции — парламент, предназначенный Людовиком IX для установления по всей стране единообразного римского права. Парламент — от фран­цузского раrlеr — говорить.

Развитие парламента. За семьсот лет своего суще­ствования в той форме, которая нам привычна и понятна, парламент постоянно претерпевал изменения, подвергался ре­формированию, сохраняя свою законодательную суть. Обык­новенно парламент изменяет свое строение и даже название в результате революций или состояний, близких к революцией-

пым. В Англии Баронское восстание 1258 г. создало парла­мент из 27 представителей. Восстание рыцарей обусловило всесословный парламент в 1265 г. Палата лордов и Палата представителей появляются в 1347 г. Парламентские акты приравниваются к королевским указам в 1539 г. Революция 1648 г. привела к созданию однопалатного парламента, рево­люция 1657 г. восстановила Палату лордов. Другие рефор­мы английского парламента носили менее радикальный харак­тер: в 1832 г. увеличено число избирателей до 800 тыс. чело­век, в 1867 г. — до 4 млн, в 1872 г. введено тайное голосова­ние, в 1911 г. отменено право вето Палаты лордов, в 1912 г. предоставлено избирательное право всем мужчинам старше 21 года, в 1918 г. избирательное право распространяется на жен­щин и т. д. Во Франции процесс совершенствования шел по той же схеме, хотя имел национальный колорит.

Парламент в России и СССР. Предполагается, что в России предшественником форм управления, близким к парламентаризму, было вече, зарегистрированное в докумен­тах XII в., хотя вече и не было выборным, не устанавливало порядок обсуждения, не было подсчета голосов, кворума. По­следнее вече — псковское — прекратило свое существование в 1510 г. Боярская дума — правильно действующее постоянное учреждение, совет князя с боярами, не имеет в литературе точного указания на дату своего происхождения. Первое заре­гистрированное точное указание на правило, по которому царь не мог издавать законов без согласия Боярской думы, датировано 1550 г. Что-то вроде постоянной комиссии Ду­мы—«избранная Рада» фактически являлась правительством России. Дума была упразднена в 1676 г. с ликвидацией мест­ничества. Название Боярской думы упразднил Петр I.

В качестве законосовещательного органа России с 1801 г. функционировал Государственный Совет, члены которого на­значались царем или входили в него по должности. С 1906 г. Государственный Совет стал законодательным органом, поло­вина членов которого выбиралась от сословий. Упразднен он был Декретом Временного правительства 6 октября 1917 г.

Дума в новом парламентском качестве возродилась 24 декабря 1905 г., когда впервые были проведены выборы, но не все­общие, а по четырем куриям. Первая государственная Дума существовала с 27апреля по 9 июля 1906 г. Депутаты, члены Думы, впервые избирались на всеобщих выборах и имели пар­тийный признак. Так, в этой Думе было 18 социал-демокра­тов, 179 кадетов, 44 правых (монархисты и др.), 94 трудовика (Крестьянский Союз и др.), 44 автономиста (националисты) и 100 беспартийных депутатов. Право на законодательную дея­тельность Думы было минимально, а ее реформаторские наме­рения выходили за предел компетенции депутатов. Закончила свое существование первая Дума осуждением 166 депутатов

за призыв не платить налогов и не идти на военную службу и пр.

Во второй Думе (20 февраля — 2 июня 1907 г.) несколько изменилось распределение депутатов по партийному признаку. Это было уже серьезное приближение к парламенту по зада­чам законотворчества, но из-за нарушения процессуальных и этических норм, стремления значительной части депутатов к непарламентским формам реорганизации власти, из-за неуме­ния правительства сотрудничать с парламентом в результате правительственного переворота и вторая Дума прекратила свое существование.

В третью Думу (1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г.) входи­ли депутаты от 18 партий, и беспартийных было от 5 до 24 человек. Четвертая Дума мало отличалась от третьей (15 но­ября 1912 г. — 25 февраля 1917 г.). К этому периоду отно­сится знаменитое высказывание Председателя Совета Минист­ров В. Коковцева: «У нас, слава Богу, еще нет парламента». Отношение к Думе, несущей на себе нагрузку парламента, у большинства ответственных за ее работу лиц было различно и противоречиво. Дума работала как парламент, но каждая из сторон использовала ее в своих, совсем непарламентских ин­тересах. Тем не менее история и работа Государственной ду­мы России в период до февральской революции 1917 г. может очень многое объяснить — что из западноевропейского парла­ментаризма может прижиться на отечественной почве, а что нуждается в адаптации к психологическим особенностям рос­сиян.

Специфика структуры, регламента, формы работы Советов народных депутатов всех уровней после Октябрьской револю­ции 1917 г. в значительной степени объясняется крайне не­удачным опытом Государственной Думы, которая оказалась «оборотнем парламента» и оставила о себе самые скептиче­ские воспоминания. Опыт Государственной думы повторяется в деятельности Советов, избранных на альтернативных выбо­рах 1990—1991 гг.

Проблема «бутафорского» парламента существует не толь­ко для России. При этом, однако, не стоит забывать, что за­коны, по которым живут государства и народы, вышли из стен парламентов и без дифференциации их на настоящие или бу­тафорские. Законы всегда настоящие.

Несомненны три обстоятельства:

1. Парламентская форма управления прошла путь дли­-
тельного и скрупулезного совершенствования, как любая дру­-
гая отрасль человеческой деятельности. Это профессиональная
деятельность.

2. Парламентская форма управления строго следовала за
естественным развитием общества и его информационных воз­-
можностей.

3. Парламентская форма сохраняется в противоборстве с другими формами политической работы, очевидно, потому, что опирается на психологические закономерности управления об­ществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: