Деятельностный подход к анализу и объяснению способностей. Способности и задатки

1. Человеческие способности имеют общественно-исто­рический характер происхождения.

• Содержание и диапазон человеческих способностей изме­няется вслед за изменением содержания различных видов человеческих деятельностей.

2. Биологическими предпосылками и условиями разви­тия способностей являются задатки — морфологические (анатомические) и функциональные особенности организа­ции мозга, органов чувств, опорно-двигательного аппарата и других систем организма.

• Задатки многозначны и могут лежать в основе развития разных умений и способностей.

• Способности формируются и развиваются по мере вклю­чения субъекта в различные виды действий и деятельно­стей.

• Способность проявляется: а) как быстрое и эффективное овладение определенным диапазоном операций и дейст­вий; б) как получение высоких результатов при реализации таких операций и действий.

• Люди с различными задатками могут овладевать одинако­выми видами действий и деятельностей.

4. Способность представляет собой обобщенное умение выполнять определенный диапазон действий, решая опреде­ленный диапазон задач. В психологическую структуру спо­собности включается ряд функциональных компонентов:

• диапазон способов ориентировочных операций, необходи­мых для организации и выполнения определенных действий;

• диапазон способов планирования и организации действий на основе предварительной ориентировки;

• диапазон исполнительных операций, обеспечивающих ре­ализацию определенных действий.

Глава 9

Теории эмоциональных явлений. Теории мотивационной и волевой регуляции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: