1. Различия в темпераментах и характерах зависят от строения тела - конституции человека.
2. Существует четыре основных конституциональных типа людей (типа личности):
• лептосоматическш — хрупкое телосложение, высокий рост, узкие плечи, плоская грудная клетка, длинные и худые нижние конечности;
• пикнический — выраженная жировая ткань, тучность, большой живот, круглая голова на короткой шее;
• атлетический — развитая мускулатура, широкие плечи, узкие бедра;
• диспластический — бесформенное, непропорциональное строение тела.
3. Психические заболевания представляют собой сильное заострение наиболее ярких черт характера у людей с определенным типом строения тела.
• Шизотимический тип (люди этого типа ориентированы по оси «возбудимость — холодность»): внешне не выраженная эмоциональность, склонность к отвлеченным рассужде-
ниям, отчужденность, холодность, эгоистичность, властность (астеник).
Шизоиды необщительные, лишенные юмора, со странностями и причудами.
|
|
Шизоиды застенчивые, тонко чувствующие, любители природы и интеллектуалы.
Шизоиды равнодушно-тупые, исполнительные, бесстрашные.
• Циклотимический тип (люди этого типа ориентированы по оси «грусть — веселость»): эмоциональность, общительность, добродушие (пикник).
Гипоманиакальные циклоиды: веселость, болтливость, беспечность, задушевность, энергичность, остроумие, склонность к юмору и легкому восприятию жизни.
Меланхолические циклоиды: склонность к грусти, пассивность, мягкость в общении, уступчивость.
• Иксотимический тип: спокойствие, невпечатлительность, сдержанность жестов и мимики, невысокая гибкость мышления (атлетик).
Ганс Айзенк
Структурно-типологический подход к объяснению личности человека. Теория врожденных типов (суперчерт) личности (см. выше «Теории личности»)
В культурно-историческом и деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений характер рассматривается как качества личности, образованные на основе интериоризации межличностных и социальных отношений. Поэтому любая черта характера или личностное качество представляют собой приобретаемый в течение жизни:
а) устойчивый диапазон ориентировочных операций и действий в определенных социальных ситуациях и отношениях;
б) устойчивый диапазон операций и действий планирования и организации своего поведения и поступков в таких ситуациях и отношениях.