Период пропозициональных или формальных операций

С 11 - 13 лет появляются формальные операционные схе­мы, которые обеспечивают организацию оперирования над конкретными группировками. Открывается возможность теоретических построений, относительно свободных по от­ношению к реальному миру.

12 - 14 лет - становление формальных операций: гипоте-тико-дедуктивная логика и комбинаторика.

От 13 - 14 лет - достижение формальных операций: структура «решетки» и группа четырех трансформаций (ШКС).

9. Группировки из операций и схем формируются в трех основных сферах:

• в области операций с дискретными элементами — логиче­ские операции;

• в области операций с непрерывными величинами - инфралогические операции;

• в области отношений целей и средств, что приводит к мышлению о ценностях.

10. Следует различать два аспекта познания, которые развиваются из одного общего источника - сенсомоторных действий, но имеют разные линии развития и дают раз­ные знания о действительности: фигуративный и оператор­ный.

Фигуративные структуры позволяют воспринимать, опо­знавать и представлять явления: а) восприятие; б) подра­жание, имитацию (в широком значении, включая графи-

ческую имитацию - рисование); б) репрезентации в фор­ме умственных образов.

Операторные структуры обеспечивают знания о преобра­зова-нии одного явления в другое, одной конфигурации в другую: а) совокупность и организация действий с предме­тами; б) совокупность и организация умственных опера­ций.

11. Фигуративным и операторным структурам интеллекта соответствуют два типа абстракции:

эмпирическая абстракция, когда информация извлекается из объектов (фигуративные структуры). От объекта абстра­гируются его пространственно-временные и физические характеристики;

рефлексивная абстракция, когда информация извлекается субъектом из своих действий (операциональные структуры).

От объекта абстрагируются характеристики, относящиеся к самим действиям, которые этот объект преобразуют.

12. Обобщения в форме понятий нельзя рассматривать как абстракции из восприятий. В понятии следует различать со­держание и форму.

• Содержание понятий определяется процессами восприя­тия.

Воспринимаемые и репрезентируемые образы высту­пают опорой для мышления, на которой фиксируются и воспроизводятся операциональные схемы.

• Форма понятий конструируется на основе активной коор­динации действий в операциональные схемы, которые вы­ступают фундаментальными элементами мышления.

• При этом овладение речью нельзя рассматривать в каче­стве источника формирования интеллекта и логики. Ре­чевое развитие и логика обеспечиваются развитием опе­рациональных схем.

13. Существует взаимное пересечение семиотических функ­ций и фигуративных функций в интеллектуальном развитии че­ловека.

• Имитация, умственный образ и изобразительная деятель­ность являются одновременно семиотическими и фигура­тивными.

Следует различать три основных типа семиотических функ­ций (вслед за Ф. Соссюром):

индексы - обозначающие, неотделимые материально, пространственно, во времени от того, что они обознача­ют;

символы - обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеют определенное сходство с обозначаемым;

знаки - обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, носят условный характер и могут вводить­ся произвольно.

14. В процессах восприятия следует различать', а) зритель­но-двигательную центрацию на элементах поля восприятия, организуемую внешними объектами; б) перцептивно-иссле­довательскую деятельность, организуемую интеллектуаль­ными схемами.

До 7 лет у детей актуализируются преимущественно ста­тичные репродуктивные образы.

После 7 - 8 лет появляются антиципирующие образы и действия по их трансформации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: