Теория мышления человека

1. Каковы эволюционные источники формирования процес­сов мышления у живых организмов?

Исходной основой формирования и развития мышления как особой психической функции выступают формирующи-

еся в процессе эволюции у высших животных способы ори­ентировки и организации поведения в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений в конкретных ситуациях (Леонтьев, 1965).

2. Какие факторы обеспечивают переход от эволюционных законов развития психики животных к культурно-историче­ским законам развития психики человека, а также законам развития человеческих форм мышления?

Прямые предки человечества эволюционировали в на­правлении объединения в сообщества, которые характери­зовались:

• совместным выполнением общей деятельности при рас­пределении действий между членами сообщества - специ­ализации в выполнении отдельных действий;

• развитием и совершенствованием способов использования и изготовления орудийных и знаково-символических средств, которые обеспечивают более высокую эффективность в рас­пределении, организации и выполнении совместных дейст­вий.

Все это принципиально меняет характер психической ориентировки, организации и реализации человеческой дея­тельности и поведения, а также служит основой для совер­шенствования механизмов мышления.

3. В чем заключается основная отличительная особен­ность мышления человека от мышления животных?

Особенностью мыслительных действий является непол­нота условий, в которых они реализуются. Способ достиже­ния в определенных условиях цели, которую следует обнару­жить или построить, составляет основу любой мыслитель­ной задачи.

Мыслительные задачи реализуются в два этапа: а) откры­тие новых межпредметных отношений и связей в определен­ных условиях (подготовительный этап); б) включение их в процесс решения (исполнительный этап).

• У животных подготовительный и исполнительный этапы никогда полностью не отделяются друг от друга.

• У человека подготовительный этап — собственно познава­тельный, ориентировочный — отделяется от исполнитель­ного этапа и начинает существовать самостоятельно и фиксироваться как продукт познавательной деятельности в форме значений с помощью языка и знаково-символических средств.

Опосредствованные языком мыслительные формы ори­ентировоч-ных операций и действий человека отделяются от предметно-практических исполнительных составляющих деятельности и могут приобретать характер самостоятельно­го вида познавательной деятельности, которая образуется по механизму сдвига мотива на цель.

4. Как фиксируются и транслируются способы и результа­ты человеческого мышления?

Изготовление, использование и совершенствование орудий позволяет объективно фиксировать способы вы-полнения действий и операций, а также диапазон возмож­ных результатов, которые получаются благодаря исполь­зованию орудий. Орудия выступают первыми материаль­ными средствами обобщения объективных свойств окружающего мира и средствами фиксирования таких обобщений. В последующем эту функцию наиболее эф­фективно начинают выполнять язык и различные знаково-символические средства.

• Фиксирование способов установления все новых межпред­метных отношений и связей с помощью языка и других зна­ково-символических средств в процессе общественно-ис­торического развития обеспечивает формирование собст­венно человеческих, имеющих общественно-историческую природу, психологических механизмов мышления.

• Человеческие способы мышления формируются в процес­сах включения ребенка в совместные формы деятельности и опосредствованные языком формы общения с другими

18. Заказ №4624.

людьми, в которых задаются образцы ориентировки в спо­собах решения различных задач на основе установления разнообразных межпредметных отношений и связей.

5. Как процессы мышления включаются в состав человече­ской деятельности?

Процессы мышления включаются в состав любого че­ловеческо-го действия или любой человеческой деятельно­сти в форме внешних и умственных действий и операций. При этом обобщенные цели мыслительных действий по механизму «сдвига мотива на цель» могут приобретать ха­рактер мотивов-целей. В результате формируется самосто­ятельная мыслительная деятельность. В этой связи следует разводить:

• мыслительные операции - не осознаются; служат автома­тизиро-ванными способами установления межпредметных связей, отношений и выполнения разнообразных мысли­тельных действий;

• мыслительные действия — обеспечивают процессы осоз­нанного и целенаправленного установления межпредмет­ных связей и отношений;

• мыслительную деятельность — подчинена познавательно­му мотиву, который направляет активность субъекта на ре­шение определенного диапазона проблем и задач.

Мыслительный процесс как система операций и дейст­вий в составе человеческой деятельности характеризуется: а) наличием мотива; б) целями, которые формулируются и достигаются в определенных предметных условиях в процес­сах реализации действий; в) наличием средств; г) способами достижения целей — операциями; д) результатами.

6. Как преодолеваются границы непосредственно-чувст­венного познания в процессах установления межпредметных отношений и связей путем использования орудийных средств?

Границы непосредственной перцептивной ориентировки человека постепенно перестают выступать границами его познания. Они расширяются за счет опосредствованного по-

знания предметов и явлений в процессе использования че­ловеком разнообразных орудийных, а позднее и знаковых средств.

• То, что непосредственно не регистрируется органами чувств человека, познается путем воздействий с помощью одних предметов на другие предметы.

• Результаты взаимодействий между предметами сохраня­ются на предметах и регистрируются органами чувств как свойства предметов.

• Это позволяет по ощущаемым и воспринимаемым резуль­татам действий заключать о явлениях и свойствах, недо­ступных непосредственному восприятию.

7. В чем заключается основной критерий, позволяющий вы­делять процессы мышления в качестве особого психического процесса?

Мышление - это особый способ психической ориенти­ровки, обеспечивающий выделение и фиксацию субъектом разнообразных межпредметных отношений и связей в процессе планирования и реализации иерархически организовнных взаимно подчиненных операций и действий (А. Н. Леонтьев, Запорожец, Гальперин).

Основным критерием появления мышления является установление межпредметных связей и отношений путем функционального использования одного действия (опера­ции) в качестве средства достижения цели другого дейст­вия.

• Целью первого действия выступает такое преобразование предметных условий, которое делает возможным реализа­цию другого действия, которое необходимо для достиже­ния следующей цели.

• Мышление осуществляется в процессах ориентировоч­но-исследовательского поиска и обнаружения таких отно­шений и связей между действиями в определенных пред­метных условиях (задача), которые обеспечивают достиже­ние определенной конечной цели.

18*

• Цель, способ достижения которой необходимо обнару­жить и построить в определенных предметных условиях, составляет мыслительную задачу (задача - цель, данная в определенных предметных условиях).

'8. Как формируются умственные сокращенные формы установления межпредметных отношений и связей — умст­венные формы мышления человека?

Установление межпредметных отношений и связей с опорой на язык и знаково-символические средства ведет к относительному отделению значений (представлений, поня­тий) от ситуативной, конкретно-предметной отнесенности слов и знаков. В результате формируются особые умствен­ные действия над значениями.

• Значения фиксируются в языке, знаках, символах и исход­но представляют собой обобщенную ориентировочную основу практических предметных действий.

• Такие обобщенные способы ориентировочных операций и действий (представления и понятия) начинают актуали­зироваться в психике субъекта не только под воздействи­ем предметных условий в конкретных ситуациях (как у высших животных), но и надситуативно - в результате использования соответствующих языковых и других знаково-символических средств.

Преобразование сукцессивных форм внешних, разделен­ных с другими людьми ориентировочных компонентов дей­ствий, направленных на установление межпредметных от­ношений и связей, в симультанные формы умственных опе­раций и действий является одним из фундаментальных законов развития мышления и мыслительных способностей человека.

9. Какова роль грамматической и логической организации языковых и знаково-символических средств в мышлении чело­века?

По мере развития человеческого общества и совершенст­вования познавательной деятельности развиваются все бо-

лее сложные последовательности ориентировочных дейст­вий, которые направлены на установление межпредметных отношений и связей. Такие способы ориентировки начина­ют фиксироваться в языковых средствах путем развития грамматических и логических способов их организации; позднее для этих целей начинают создаваться специальные искусственные знаково-символические средства.

• Увеличивающееся пространственно-временное отделе­ние в человеческой деятельности умственных ориенти­ровочных компонентов выполняемых действий от прак­тических внешне исполнительных компонентов ведет к развитию различных видов умственных ориентировоч­но-познавательных и исследовательских действий и деятельностей.

• При этом фиксируемые и устанавливаемые с опорой на знаково-символические средства межпредметные связи и отношения могут приобретать сколь угодно большую про­тяженность.

• По мере увеличения протяженности таких последователь­ностей мыслительных операций и действий, а также их по­стоянного повторного воспроизведения выделяются, обобщаются и фиксируются закономерные способы уста­новления определенных типов межпредметных отноше­ний и связей с помощью языковых грамматических и логи­ческих операций.

• Позднее для целей строгого фиксирования определенных способов установления межпредметных отношений и свя­зей начинают разрабатываться искусственные логически организованные знаково-символические системы.

10. В каких формах фиксируются результаты мыслитель­ных действий человека?

Результаты формирования и развития процессов мышле­ния представляют собой обобщенные способы организации ориентировочно-исследовательских операций и действий, которые актуализируются и используются субъектом для установления различных межпредметных связей и отноше-

ний. Они фиксируются в разных допонятийных и в понятий­ных обобщениях с опорой на языковые и знаково-символические средства.

• Формирование обобщений есть процесс переноса опера­ций и действий в новые ситуации. Процесс речевого обще­ния есть частный случай переноса и обобщения - перено­са и обобщения значений слов.

• Субъективно обобщения могут воспроизводиться и реф­лексив-но анализироваться в форме феноменов различной степени ясности, сложности, абстрактности.

П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салминаидр. Закономерности формирования внутреннего плана умственных действий, обеспечивающего организацию мышления, поведения и деятельности человека

1. Что исходно заложено в основу психического развития че­ловека, его сознания и личности? Каков состав человеческих действий?

Психическое развитие человека исходно обеспечивается овладением внешними предметно-практическими действи­ями в соответствии с теми образцами, которые задаются дру­гими людьми в совместных взаимодействиях. Любое дейст­вие включает:

• ориентировочную, исходно психологическую составляю­щую. Ориентировочные составляющие действия включа­ют операции ориентировки, планирования, контроля;

• исполнительную (мышечно-двигательную) составляю­щую. Исполнительная часть действия включает исполни­тельные операции и операции коррекции действия по ходу исполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: