1. Элементы семантических сетей могут организовываться в устойчивые когнитивные образования, которые представляют собой схемы выполнения определенного множества аналогичных когнитивных операций.
2. Схемы — это обобщенные абстрактные когнитивные структуры, приложимые к некоторому числу ситуаций или событий.
• Схемы содержат некоторое число переменных, или «свободных мест», предназначенных для того, чтобы заполняться специфическими элементами тех ситуаций или событий, которые репрезентируются схемой.
• Схемы выражают декларативные знания, связанные не счастным, отдельным знанием, а такие, которые могут быть использованы в самых различных целях (понимать, исполнять, делать умозаключение и т. д.).
3. Схемы являются блоками организации знаний, образуя единицы, которые: а) неделимы и восстановимы в памяти, б) автономны относительно других знаний.
4. Схемы конструируются из элементарных (конкретных) представлений, концептов, действий, связей и являются
обобщенными представлениями каких-либо событий или ситуаций.
|
|
• В схемах кодируются как перцептивные (образные), так и пропозициональные признаки.
• Организация схем может иметь: а) последовательный и б) иерархический характер.
5. Существует два основных типа схем.
• Скрипты — схемы событий, которые включают «сцены», представляющие собой макродействия и подчиненные определенной промежуточной цели. Сцены, в свою очередь, состоят из некоторого числа действий, представляющих собой конкретные способы достижения целей (процедуры).
• Фреймы - схемы ситуаций или пространственно структурированных отношений и схемы квазипространственных связей между концептами.
Схемы могут объединяться в системы (фреймовая система), которые позволяют анализировать объекты или ситуации сразу с нескольких позиций.
Теории организации человеческой памяти в культурно-историческом и деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений