Понятие рамки

Понятие рамки чрезвычайно трудно определить. Формально рамки ограничивают1 и задают пределы определенных пространств. Категория пространства является ве­дущей регулятивной категорией европейского философского мышления, пришедшей на смену античной и средневековой категории места.

Поскольку всякое мышление претендует на то, чтобы быть мышлением о су­ществовании, то выявление и фиксация рамок может рассматриваться как ключевой момент любой мыслительной работы, и особенно - процессов объективации, онтологизации и реализации.

Можно предположить, что осознание рамочного характера любой мыслительной работы, а значит, необходимости выявления и фиксации рамок как процедуры, пред­шествующей анализу объектов и предметов мысли, характеризует переход от доклассической к классической философии. Представителями этого переходного периода могут быть названы Юм. Лейбниц и Вольф, которые подготовили "кантовскую рево­люцию" в философии и эпоху самоанализа мышления1.

Уже в поздней схоластической философии был осознан тот факт, что всякая мыс­лительная деятельность всегда предполагает, как минимум, две интенционалыюсти.

Первая - так называемая прямая интенциональность - связана с полаганием объектов и предметов мысли;

вторая - с полаганием пространств, в которых эти предметы и объекты существуют (могут существовать). Вторая интенциональность (которая еще в средневековой философии получила название " intеnсiа seсоndа ") носит рефлексив­ный характер и связана с введением правил предметизации и может опосредоваться специальными понятийными, онтологическими или логическими конструкциями.

Наличие двух указанных интенциональностей в любом акте мысли, на наш взгляд, создает сам феномен мышления и делает его объемлющим процессом по отношению к другим интеллектуальным процессам.

При осуществлении мыслительной (мыслительно организованной) интеллектуаль­ной работы мышление (и узком смысле - как замещение объектов и операций с объ­ектами знаками и манипулирование этими знаковыми формами [1] переплетается с пониманием и рефлексией [2]. В рамках каждого типа мыследеятелькости, а также при осуществлении любого сложного интеллектуального процесса (проблематизации, онтологизации, моделирования и т.д.) этот рисунок носит специфический характер. В реальных системах мыследеятельности между мышлением, мыследействием, пони­манием и рефлексией возникают компенсаторные отношения: один из названных про­цессов может выполнять функцию другого, а также вытеснять и замещать другие процессы. Аналогичные отношения компенсации (сверхкомпенсации) будут возникатъ при реализации систем мыследеятельности на антропных и машинных носите­лях3.

В результате в процессах развитая мыследеятсльности и коэволюции исторически сложившихся (в подавляющем случае - упрощенных или редуцированных) систем мыследеятельности возникают устойчивые связки интеллектуальных процессов, вы­полняющие фиксированные наборы функций в различных технологиях (техниках) мыслительной работы.

Таким образом, и понимание, и рефлексия, и любые другие частные интеллекту­альные процессы сосуществуют и развертываются внутри пространства мыслитель­ной работы. Мышление (на этот раз в широком смысле слова) задает принципы и спо­собы сборки, соорганизации этих процессов, их место, назначение и роль в названном пространстве. Более того, сами но себе - отдельно от мышления, которое выступает в данном контексте как способ и форма мыслительной организации, - эти процессы не могут быть вообще реализованы (осуществлены). Их бытие вне мыслительной орга­низации предполагает другую форму реализации - в качестве "низших психических функций" (пользуясь термином Льва Выготского [3]).

Рефлексия в этом случае бытийствует как память,

понимание, как восприятие,

- и только мыслительная организация превращает "низшие психические функции" в выс­шие - в интеллектуальные процессы в точном смысле этого слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: