Задание В1. Макаренко, Блонский, Шацкий, Сухомлинский – педагогика (а-2); Пришвин, Багрицкий, Серафимович, Платонов – литература (б-3); Экк, Пудовкин, Александров, Ромм – киноискусство (в-1).
Задание В2. Н. Вавилов – ботаника, генетика (а-2); А. Иоффе – физика (б-1); С. Королев – космонавтика (в-3); В. Пропп – филология, фольклористика (г-4).
Задание В3. Щуко, Гельфрейх, Гегелло – архитектура (а-1); Бродский, Петров-Водкин, Рылов – живопись (б-3); Шадр, Аникушин, Вучетич – скульптура (в-2).
Задание В4. Автором монумента «Рабочий и колхозница» является скульптор В.И. Мухина; идейный замысел принадлежал архитектору Б.М. Иофану.
Задание В5. М. Шолохов – «Поднятая целина» (а-1); Н. Островский – «Как закалялась сталь» (б-3); А. Фадеев – «Молодая гвардия» (в-2); М. Булгаков – «Белая гвардия» (г-4).
Задание В6. «Броненосец «Потемкин»» (1925) – «Чапаев» (1934) – «Волга, Волга» (1938) –«Небесный тихоход» (1945)(б, а, г, в).
Задание В7. Седьмая «Ленинградская» симфония принадлежит Д.Д. Шостаковичу.
Задание В8. Б. Пастернак – «Доктор Живаго» (а-3); М. Горький – «Жизнь Клима Самгина» (б-2); А. Солженицын – «Один день Ивана Денисовича» (в-4); К. Симонов – «Живые и мертвые» (г-1).
|
|
Задание В9. Создание Союза писателей СССР (1934) – кампания против космополитизма (1948–1953) – проведение VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957) –XXII Олимпийские игры в Москве (1980)(б, в, а, г).
Задание В10. И. Бунин (1933) – Б. Пастернак (1958) – М. Шолохов (1965) – А. Солженицын (1970) – И. Бродский (1987) (д, г, в, а, б).
Блок С
С1. «В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
2) Особой Комиссии из Народных Комиссаров Просвещения и Имуществ Республики и Заведующего Отделом изобразительных искусств при Народном Комиссариате Просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.
3) Той же Комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции.
4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1-го мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и постановлены первые модели новых памятников на суд масс».
1. Как называлась программа развития советского искусства, осуществление которой началось после принятия вышеприведенного декрета СНК от 14 апреля 1918 г.?
|
|
2. Кто стоял у истоков этого замысла?
3. Чьими изображениями планировалось заменить памятники «в честь царей и их слуг»?
4. Перечислите другие мероприятия, осуществлявшиеся большевистским правительством в рамках культурной революции.
С2. «Литератор должен понять, что он не только пишет пером, но рисует словами и рисует не как мастер живописи, изображающий человека неподвижным, а пытается изобразить людей в непрерывном движении, в действии, в бесконечных столкновениях между собою, в борьбе классов, групп, единиц. (...) Отсюда – ясно, что, кроме необходимости тщательно изучать язык, кроме развития умения отбирать из него наиболее простые, четкие и красочные слова (...), писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика. Последнее слово звучит мрачно, однако оно вполне на своем месте. От воли, от уменья молодых писателей зависит наполнить его смыслом бодрым и веселым, для этого следует только вспомнить, что наша молодая литература призвана историей добить и похоронить все враждебное людям, – враждебное даже тогда, когда они его любят».
1. О каком новом художественном методе, сущность которого составляет «правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в ее революционном развитии», идет речь в приведенном фрагменте?
2. Какому из известных русских писателей и теоретиков советской литературы принадлежат процитированные слова?
3. Какая общественная организация была призвана следить за соблюдением вышеозначенных принципов в литературе?
4. Перечислите советских писателей, в произведениях которых рассматриваемые особенности проявились наиболее отчетливо (3-4 имени).
С3. «Время пришло – в середине века. Где-то около 1953 года, когда пронесли в Мавзолей «советского простого человека», и прочие простые души открылись для вопросов, на которые не предвиделось ответов.
Запели. Классика жанра была создана в какие-нибудь пять-семь лет. Без всякой «смены поколений». В исторический миг. Дружно.
Смена поколений и соответствующая «борьба» – это потом. В 70-е годы. Когда стали появляться первые последователи. И вторые. И третьи. Когда началась стилизация. И спонтанный артистизм первооткрытий сменился блистательным артистизмом «разработок». И уже было лоно, в которое можно было вписаться и впеться: жанр».
1. О каком жанре песенного творчества говорится в приведенном отрывке?
2. На какой период советской истории пришлось становление этого жанра?
3. Каковы отличительные особенности данного вида творчества?
4. Назовите известных представителей жанра (3-4 имени).