Ответы на задания блока В. Задание В1. Макаренко, Блонский, Шацкий, Сухомлинский – педагогика (а-2); Пришвин, Багрицкий, Серафимович

Задание В1. Макаренко, Блонский, Шацкий, Сухомлинский – педагогика (а-2); Пришвин, Багрицкий, Серафимович, Платонов – литература (б-3); Экк, Пудовкин, Александров, Ромм – киноискусство (в-1).

Задание В2. Н. Вавилов – ботаника, генетика (а-2); А. Иоффе – физика (б-1); С. Королев – космонавтика (в-3); В. Пропп – филология, фольклористика (г-4).

Задание В3. Щуко, Гельфрейх, Гегелло – архитектура (а-1); Бродский, Петров-Водкин, Рылов – живопись (б-3); Шадр, Аникушин, Вучетич – скульптура (в-2).

Задание В4. Автором монумента «Рабочий и колхозница» является скульптор В.И. Мухина; идейный замысел принадлежал архитектору Б.М. Иофану.

Задание В5. М. Шолохов – «Поднятая целина» (а-1); Н. Островский – «Как закалялась сталь» (б-3); А. Фадеев – «Молодая гвардия» (в-2); М. Булгаков – «Белая гвардия» (г-4).

Задание В6. «Броненосец «Потемкин»» (1925) – «Чапаев» (1934) – «Волга, Волга» (1938) –«Небесный тихоход» (1945)(б, а, г, в).

Задание В7. Седьмая «Ленинградская» симфония принадлежит Д.Д. Шостаковичу.

Задание В8. Б. Пастернак – «Доктор Живаго» (а-3); М. Горький – «Жизнь Клима Самгина» (б-2); А. Солженицын – «Один день Ивана Денисовича» (в-4); К. Симонов – «Живые и мертвые» (г-1).

Задание В9. Создание Союза писателей СССР (1934) – кампания против космополитизма (1948–1953) – проведение VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957) –XXII Олимпийские игры в Москве (1980)(б, в, а, г).

Задание В10. И. Бунин (1933) – Б. Пастернак (1958) – М. Шолохов (1965) – А. Солженицын (1970) – И. Бродский (1987) (д, г, в, а, б).

Блок С

С1. «В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:

1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.

2) Особой Комиссии из Народных Комиссаров Просвещения и Имуществ Республики и Заведующего Отделом изобразительных искусств при Народном Комиссариате Просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.

3) Той же Комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции.

4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1-го мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и постановлены первые модели новых памятников на суд масс».

1. Как называлась программа развития советского искусства, осуществление которой началось после принятия вышеприведенного декрета СНК от 14 апреля 1918 г.?

2. Кто стоял у истоков этого замысла?

3. Чьими изображениями планировалось заменить памятники «в честь царей и их слуг»?

4. Перечислите другие мероприятия, осуществлявшиеся большевистским правительством в рамках культурной революции.

С2. «Литератор должен понять, что он не только пишет пером, но рисует словами и рисует не как мастер живописи, изображающий человека неподвижным, а пытается изобразить людей в непрерывном движении, в действии, в бесконечных столкновениях между собою, в борьбе классов, групп, единиц. (...) Отсюда – ясно, что, кроме необходимости тщательно изучать язык, кроме развития умения отбирать из него наиболее простые, четкие и красочные слова (...), писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика. Последнее слово звучит мрачно, однако оно вполне на своем месте. От воли, от уменья молодых писателей зависит наполнить его смыслом бодрым и веселым, для этого следует только вспомнить, что наша молодая литература призвана историей добить и похоронить все враждебное людям, – враждебное даже тогда, когда они его любят».

1. О каком новом художественном методе, сущность которого составляет «правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в ее революционном развитии», идет речь в приведенном фрагменте?

2. Какому из известных русских писателей и теоретиков советской литературы принадлежат процитированные слова?

3. Какая общественная организация была призвана следить за соблюдением вышеозначенных принципов в литературе?

4. Перечислите советских писателей, в произведениях которых рассматриваемые особенности проявились наиболее отчетливо (3-4 имени).

С3. «Время пришло – в середине века. Где-то около 1953 года, когда пронесли в Мавзолей «советского простого человека», и прочие простые души открылись для вопросов, на которые не предвиделось ответов.

Запели. Классика жанра была создана в какие-нибудь пять-семь лет. Без всякой «смены поколений». В исторический миг. Дружно.

Смена поколений и соответствующая «борьба» – это потом. В 70-е годы. Когда стали появляться первые последователи. И вторые. И третьи. Когда началась стилизация. И спонтанный артистизм первооткрытий сменился блистательным артистизмом «разработок». И уже было лоно, в которое можно было вписаться и впеться: жанр».

1. О каком жанре песенного творчества говорится в приведенном отрывке?

2. На какой период советской истории пришлось становление этого жанра?

3. Каковы отличительные особенности данного вида творчества?

4. Назовите известных представителей жанра (3-4 имени).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: