Профилактика - совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
Профилактика в социальной педагогике это научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
- содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.
Типы профилактических мероприятий:
- нейтрализующие;
- компенсирующие;
- предупр-щие возник-ние обстоятельств, способ-щих социальным отклонениям;
- устраняющие эти обстоятельства;
- контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.
Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена при условии включения следующих составляющих:
- направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной среде; на создание условий для приобретения несовершеннолетним опыта для решения возникающих проблем;
- обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
- решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.
В профилактических технологиях выделяются подходы:
- информационный подход – т.е. отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их не знают. Основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.
- социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различные негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
- медико-биологический подход - предупреждение возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне.
- социально-педагогический - восстановление или коррекция нравственных и волевых качеств личности подростка.
На самостоятельное М.А. Галагузова Курс лекций Социальная педагогика – стр 297 – 299. Какие волевые черты необходимо формировать у подрастающего поколения? Отрицательные волевые черты характера подростков? Этапы формирования воли?
«...Система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая и даже совершенствующая», - так определял человека академик И. П. Павлов. Сознательный человек - гражданин - это тот, кто обладает развитой способностью владеть своими побуждениями, поступками во имя нравственных целей и никогда не допустит нарушений закона. Вот почему у подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения:
- быть хозяином своего слова и дела;
- тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу;
- концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время;
- ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.
Воля проявляется в деятельности сознательной и целенаправленно регулируемой. Тут и оценка сложившейся ситуации, и отбор путей достижения цели, и борьба мотивов, и принятие решений, и его исполнение. Все это оказывает прямое влияние на правомерность поведения, на его нравственную ценность.
Отрицательные волевые черты характера подростков (по результатам анкетирования подростков-правонарушителей)
Нерешительность 45,5%
отсутствие настойчивости при
проведении в жизнь принятого
решения 42,4%
несформированность независимости
и самостоятельного поведения 35%
безынициативность 50%
упрямство 43,4%
невыдержанность 21,2%
Наличие этих черт свидетельствует о том, что совершение противоправного деяния подростками и юношами обусловлено слабостью их воли. Любая сложившаяся конфликтная ситуация и даже кратковременное отрицательное воздействие становятся для таких подростков теми препятствиями, которые они не могут преодолеть, не нарушая нравственных и правовых норм.
Воспитание «+» волевых качеств у подр-ков следует начинать с формир-ния правильного представления о воле. Этот процесс включает этапы:
Первый этап - раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их иллюстрация примерами.
Второй этап - выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью; настойчивостью и упрямством; самостоятельностью и неуважением к чужому мнению. Первоочередной задачей является устранение мифов о волевом облике подростка как человека эгоцентричного, не считающегося с чужим мнением, развитого физически и т. д. Это позволяет достигнуть начала самовоспитания н\л. Необходимо выработать у подростков привычку критически оценивать свои поступки и самого себя, а следовательно осознание «кто ты есть и каким можешь стать».
Третий этап - планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления. На этом этапе социальный педагог должен помочь подростку в формировании правильной самооценки, пробудить в нем нетерпимость к собственным недостаткам.
Четвертый этап - зрелое самовоспитание, т. е. реализация потребности в самоусовершенствовании.
Послед-ательное прохождение всех этапов позволяет сформировать социально одобряемую роль подростка как правопос-лушного гражданина.
- применение санкций - наказание человека, совершившего правонарушение, на основании уголовных законов.