ст. 46 Конституции – гарантирует каждому защиту прав и свобод, решения органов могут быть обжалованы в суд.
Рассмотрение в гражданском процессе данного вида производства отражает необходимость осуществления судебного контроля за действиями и решениями органов исполнительной и законодательной власти.
Рассматриваются дела административного (оспаривание НПА, действий, бездействий) и гражданского судопроизводства.
ГПК – дела рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.
Публичност ь обусловлена с одной стороны публичным характером материальных правоотношений, которые являются объектом судебного исследования, с другой стороны публичность обусловлена наличием специфического субъекта – носителя властных полномочий.
В материальных отраслях есть неравенство субъектов, а в процессе – принцип процессуального равноправия.
В процессе они равны, достигается это равенство путем предоставления дополнительных «льгот» слабой стороне, либо путем установления специальных правил, дополнительно гарантирующих интересы этой слабой стороны.
|
|
В науке существует дискуссия в отношении необходимости выделения данной категории дел в качестве самостоятельного вида гражданского судопроизводства и о правовой природе данного вида судопроизводства. По мнению некоторых процессуалистов обособление данных категорий дел в отдельное производство вызвано следующими факторами:
· неравное положение субъектов в материальных публичных правоотношениях
· особой специфической функцией суда, которая заключается не в разрешении спора о праве, а в осуществлении судебного контроля за законностью и обоснованностью нормативных и ненормативных правовых актов по отношению к организациям и гражданам.
При этом нельзя говорить, что правоотношения носят бесспорный характер, как в делах особого производства. Правильно говорить о двойственной функции суда, который с одной стороны разрешает правовой конфликт, а с другой стороны осуществляет контроль за деятельностью законодательной и исполнительной власти.
Другие теоретики не придают значения контрольным полномочиям суда, говорят о том, что суд в данном случае тоже разрешает спор о праве, но праве не гражданском, а административном. Клейман, Боннер. Предлагают ввести понятие административного (публичного) иска, в котором подчеркивалась бы и спорность, и специфика. Считают, что нет оснований для выделения в качестве самостоятельного вида производства (тоже спорное), можно говорить лишь о некоторых особенностях рассмотрения отдельных категорий дел по сравнению с общим исковым порядком.
Однозначно как к самостоятельному виду производства относят Зайцев, Викут, Чечина.
Новеллы:
· раньше называлось «из административных правоотношений», теперь из публичных, более широкая формулировка
· раньше использовался термин «гос органы», сейчас органы гос власти, сужение понятия. (Гос органы – органы гос власти и органы управления)