Предпочтения

Предпочтения макроэкономических агентов (главным образом домохозяйств) строятся под влиянием исторических, национальных, религиозных, культурных особенностей; психологии; традиций; привычек; вкусов; общественного мнения; морали; воспитания; социального положения; возраста и т.д. и зависят от их желаний, потребностей и возможностей.

Желания людей, как правило, продиктованы их потребностями. В экономической теории потребности людей разделены по степени их значимости в пирамиде Абрахама Маслоу:

Пирамида потребностей — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом Абрахамом Маслоу.

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей. Вот они:

1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней:

1. Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д. (низший уровень)

2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

3. Потребность в принадлежности и любви.

4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

7. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности (высший уровень).

По мере удовлетворения низших потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

По мнению Дж. М. Кейнса: «Сумма, которую общество затрачивает на потребление, очевидно, зависит: 1) частично от величины дохода; 2) частично от других сопутствующих объективных обстоятельств; 3) частично от субъективных потребностей и психологических склонностей и привычек отдельных членов общества, а также от принципов, на основании которых совокупный доход распределяется между участниками хозяйственного процесса (причём распределение это тоже может подвергнуться модификации в случае расширения производства)» (Кейнс Дж.М. Избранные произведения: Пер. с англ. / Предисл., коммент., сост: А.Г. Худокормов. – М.: Экономика, 1993. – 543 с. – (Экон. Наследие). – ISBN 5 – 282 – 01544 – 7; С.293-298). Дж. М. Кейнс разделяет мотивы потребления людей на две большие группы, которые включают субъективные и объективные факторы. Субъективные факторы описывают те психологические особенности человеческого характера, а также те общественные привычки и институты, которые, хотя и не являются неизменными, всё же едва ли подвержены существенным переменам в течение коротких промежутков времени (за исключением каких-либо из ряда вон выходящих обстоятельств или революционных потрясений). В историческом исследовании, по мнению Дж. М. Кейнса, или при сопоставлении одной социальной системы с системой другого типа необходимо принимать во внимание характер возможного воздействия, оказываемого изменениями в субъективных факторах на склонность к потреблению (См.там же). К числу основных объективных факторов, оказывающих влияние на склонность к потреблению, Дж. М. Кейнс относит:

1) Изменение единицы заработной платы;

2) Изменение в разнице между доходом и чистым доходом;

3) Непредвиденные изменения в стоимости капитала, не принятые в расчёт при исчислении чистого дохода;

4) Изменения в норме дисконта, или в пропорции обмена настоящих благ на будущие;

5) Изменения в налоговой политике;

6) Изменения предполагаемого отношения между текущим и будущим уровнями дохода.

Дж. М. Кейнс выделял восемь основных стимулов, побуждающих людей к сбережению: Осторожность; Предусмотрительность; Расчётливость; Стремление к лучшему; Независимость; Предприимчивость; Гордость; Скупость.

Аналогичными стимулами, побуждающими людей к потреблению, названные Дж. М. Кейнсом, являются: Желание пользоваться жизнью; Недальновидность; Щедрость; Нерасчётливость; Тщеславие; Мотовство (С.308-309).

Помимо сбережений отдельных лиц, Дж. М. Кейнс выделил сбережения центрального правительства, местных органов власти, корпораций, учреждений и организаций. Мотивы сбережений этих организаций во многом сходны, но всё же отличаются от тех, которыми руководствуются отдельные лица. К этим мотивам Дж. М. Кейнс относит:

1) Предприимчивость – желание обеспечить ресурсы для осуществления дальнейших капиталовложений, не прибегая при этом к долгам или помощи рынка капитала;

2) Стремление к лучшему – желание обеспечить себя ликвидными ресурсами на случай непредвиденных обстоятельств, трудностей и депрессий;

3) Стремление к ликвидности – желание обеспечить постепенное возрастание доходов, которое страхует высших должностных лиц от критики, так как возрастание доходов в результате накопления редко отличается от увеличения прибыли в результате лучшего ведения дел;

4) «Финансовое благоразумие» и стремление к «респектабельности» фирмы (С.308-309).

Другой американский экономист Х. Лейбенстайн выделил три типичных случая взаимных влияний людей друг на друга, заставляющих их потреблять те или иные товары и услуги:

1) Эффект присоединения к большинству (подражания). Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.

2) Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует желание выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от мнения других потребителей, но эта зависимость обратная.

3) Эффект Т. Веблена. Именем Т. Веблена (1857-1929) Лейбенстайн называет престижное, или демонстративное потребление, описанное в «Теории праздного класса» (1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление (Журавлёва Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 574 с. ISBN 5-7975-0368-9 (в пер.) С.125).

Особое место в макроэкономике занимают ожидания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: