Собственно эмоции

Как только первичные устремления дифференцируются на побуждения, направленные на более специфические цели и вызываемые более специфическими объектами или ситуациями, они получают свое выражение в виде комплекса телесных приспособлений, которые облегчают и поддерживают соответствующую телесную активность, отражаясь в переживаниях организма: каждому специализированному устремлению передается своеобразное отличительное качество – одна из первичных эмоций.

У развитого организма первичные качества сливаются в сложные образования: смешанные эмоции (смущение, стыд, благоговение, почтение, позор).

1. Сложные чувства, так же как и простые, возникают в зависимости от успешности или неуспешности осуществления наших устремлений. Они влияют на дальнейшую судьбу побуждений, от которых они сами произошли: ф-ции: удовольствие → поддержание, усиление; страдание → задержка, отклонение переживаний.

С другой стороны, подлинные эмоции предшествуют успеху или неуспеху; свидетельствуют о природе телесных приспособлений, связанных с каждым фундаментальным видом устремлений.

В развитой психике, однако, они косвенным путем влияют на протекание произвольных действий: открывая самосознающему организму природу действующих побуждений, они создают некоторую возможность контроля и управления ими.

2. Сложные чувства зависят от развития познавательных функций и по отношению к этому процессу вторичны. У человека они становятся важным источником самопознания и самоуправления.

3. Сложные чувства (такие как надежда, тревога, раскаяние) не представляют собой отдельно существующих явлений или особых установок организма. По мере того как субъект, движимый желанием, перемещается по этому диапазону сложных чувств, каждая из частей, имеющая то, или иное название, переживается отдельно и постепенно переходит в соседнее качество → здесь нет смешения этих качеств.

С другой стороны, всякое подлинное первичное эмоциональное качество возникает при актуализации соответствующей целенаправленной установки, являющейся неотъемлемым свойством психической структуры организма; → каждое из этих качеств переживается только в связи со специфическим побуждением или желанием.

Т.о. → первичные эмоциональные качества могут слиться друг с другом.

7) ЛИПЕР мотивационная теория эмоций.

Положения:

1. Предлагает рассматривать эмоциональные процессы как процессы, которые могут быть как осознанными, так и неосознанными, но большинство свойств которых в обоих случаях остается одинаковым.

2. Эмоциональные процессы рассматриваются как мотивы. Они оказывают то же фундаментальное влияние, что и мотивы физиологического происхождения (например, страх (водитель-лихач) по своему главному проявлению будет функционально эквивалентным сильному голоду).

3. 2 типа мотивов, представляющих собой два полюса некоторого континуума, который охватывает все мотивы.

· Физиологические мотивы, как голод или жажда. Некоторые из них зависят от гомеостатического состояния организма. Другие, подобно зубной боли, зависят от внешней стимуляции. Физиологические мотивы в основном зависят или от специфических химических условий в организме, или от особенно сильного периферического раздражения.

· Эмоциональные же мотивы зависят от более сложных психологических процессов. Эмоциональные мотивы – это процессы, которые зависят от сигналов, во многих отношениях напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями или которые вызываются даже отсутствием какой-либо необходимой стимуляции.

4. У высших животных наиболее важными мотивами являются мотивы эмоциональные. Они способны изменяться в результате научения. Они действуют с учетом как отдаленных, так и ближайших целей и тончайших условий складывающихся ситуаций.

5. Эмоциональные процессы могут рассматриваться как один из видов перцептивных процессов, они ими являются.(утята реагируют на ястреба)

6. Если они являются перцептивными, то уже в сравнительно ранние периоды жизни они должны становиться все более разнообразными и индивидуализированными.дитя-мать

7. Изменение эмоциональных процессов и эмоциональных привычек. Пример с оценкой дядюшки: сначала его считают скрягой, а потом узнают, что он помогал больным детям, отношение меняется.

Представления об эмоциях, как о субъективно различаемых осознаваемых переживаниях:

1) Значительная часть эмоциональных процессов осознано;

2) По субъективному критерию люди способны только различать разные эмоции.

3) Сознательное переживания могут подвергаться изучению и служить источником гипотез.

Исследования:

Ø Исследования должны проводиться не только на взрослых, но и на младенцах, детях, животных, а это невозможно с помощью субъективного критерия

Ø При субъективном исследовании человек не может описать, что он ощущает; вместо этого он описывает ситуацию, свои мысли и действия, связанные с этой ситуацией.

Эмоции как дезорганизующие процессы:

1) Эмоции – дезорганизуют; мотивы – организуют.

2) Нет метода различения сильных эмоций и сильных мотивов; оба процесса оказывают дезорганизующее действие.

3) Нет эффективных средств для различения дезорганизующих эмоциональных процессов (страх, гнев, радость).

Вывод: Липер подводит итог долгих исследований в сфере эмоций. Выделяет 5 моделей эмоций:

I. Эмоции – социальные переживания, отличающиеся субъективными свойствами.

II. Эмоции – специфические физиологические состояния или процессы, зависящие от нейрофизиологических процессов (вегетативной нервная система и т.п.)

III. Эмоции отличаются от других психических процессов своей дезорганизующей ролью.

IV. Эмоции – результат недостатка средств для адекватной адаптации к ситуации.

V. Эмоции отличаются друг от друга и от других процессов производимыми ими мотивационными эффектами.

Он выступает с критикой этих моделей, не предлагая своей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: