Предлагаемая Макдауголлом схема основана: на эволюционных и сравнительных данных; на принципах волюнтаристической психологии: в качестве основной особенности жизни животного принимается его способность к активному достижению целей средствами пластичного поведения – на основе устремлений, т.е. интеллектуальном поведении.
В центре изучения:
· ∙ способность стремиться к определенным результатам
· ∙ преследовать цели,
· ∙ возобновлять и поддерживать действия.
Предположение: первичными формами устремлений животного были поиск пищи и избегание опасности.
→ Утверждения: 1. все чувства и эмоции связаны с проявлениями устремлений организма, вызываемыми либо воздействиями извне, либо метаболическими процессами внутри организма
2. можно разграничить чувства и эмоции на основе их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они сопровождают и определяют.
Существуют 2 первичные и фундаментальные формы чувства:
– удовольствие – и – страдание –
|
|
(удовлетворение) (неудовлетворение)
определяют все устремления организма.
Являются следствием:
успеха и неуспеха (фрустрации)
Предположение: примитивные удовольствие и страдание были взаимоисключающими альтернативами.
С развитием познавательных функций организм начинает:
1) одновременно схватывать разные аспекты объектов и ситуаций → оказывается возможной одновременная актуализация различных побуждений (соперничающих или содействующих)
2) испытывать удовольствия и страдания, вызываемые предвосхищением или воспоминанием → создается возможность соединения фактического успеха с предвосхищением неуспеха, фактической фрустрации с предвосхищением успеха.
=> Виды чувств усложняются
Развитый организм способен испытывать целый ряд чувств, являющихся сочетанием или смесью удовольствия и страдания: такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль.
По мере усложнения душевных структур взрослый человек познает «сладкую печаль», радости, отмеченные страданием,... «необычное сплетение грусти и веселья» и т.д. → диапазон сложных чувств – эмоции «производных из желания...».