Подготовка исследовательской команды включает комплектование и обучение персонала, занятого в исследовании. В состав команды входят исследователь, модератор, рекрутер и ассистенты.
Исследователь занимается научными, методологическими и методическими вопросами исследования, разрабатывает его план, набирает команду, анализирует результаты и готовит отчет. При большом объеме работы исследователь может делегировать часть своих функций ассистенту.
Модератор проводит беседу, его задача — ознакомить участников с целями проведения фокус-групп и постоянно направлять обсуждение в нужное русло. Если респондент неверно истолковал цель своего присутствия, это затрудняет формулировку его собственного мнения, провоцирует к искажению мнения, подталкивает к достижению взаимного согласования точек зрения. Некоторые исследователи рекомендуют учитывать пол модератора при комплектовании команды, поручая женщинам проводить дискуссии в женских группах, а мужчинам — в мужских. Ассистент модератора концентрируется на мероприятиях, не связанных с исследованием напрямую: подготовкой помещения для дискуссии, табличек с именами участников, необходимого оборудования, обеспечением прохладительными напитками, подготовкой рекламных материалов, размещением респондентов, сменой кассет, вручением сувениров или денежного вознаграждения и др.
|
|
Рекрутер в соответствии с заданными исследователем критериями занимается набором респондентов для участия в дискуссии.
В ходе подготовки команды проводится ее тренинг с учетом специфики изучаемого целевого рынка.
Формулировка вопросов должна отражать специфические задачи организации обсуждения; соответствующие группы вопросов:
1. Ознакомительныепомогают представиться респондентам и получить предварительную информацию насчет их осведомленности о предмете обсуждения.
2. Вводныепозволяют участникам взглянуть на обсуждаемую тему более широко, выясняют отношение участников к данной теме.
3. Основныекасаются поведения, мотивации людей и являются предметом анализа.
4. Уточняющиепозволяют вернуться к обсуждаемой теме, проверить правильность высказывания, конкретизировать высказывания с помощью фактов (например, вопросы-воспоминания помогают вернуть респондента к определенным событиям, пережитому опыту).
5. Заключительныеобобщают мнения о теме дискуссии, о характере обсуждения и о незатронутых аспектах проблемы.
Формулировки вопросов проверяются по критериям восприятия их на слух:
• длина, количество слов;
• однозначность восприятия слов различными участниками.
Формулировки вопросов не должны содержать ответов на них или предварительных оценок поведения.