О праве на родовые угодья

В специальном докладе Уполномоченного о защите прав коренного малочисленного народа манси, проживающего на севере Свердловской области «Народ, однако», представленном в 2013 году, было предложено разработать механизм реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 7), установив особый правовой режим использования земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Следует отметить, что указанная проблема в последнее время становится всё острей, и неслучайно российский парламент дважды в течение 2014 года проводил по ней слушания («О проблемах и перспективах совершенствования федерального законодательства о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»), выяснял пути сохранения традиционного уклада малых народов и проблемы использования их территорий. По просьбе Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совета Федерации Уполномоченный направила предложения по совершенствованию федерального законодательства.

При их подготовке, в частности, исходили из международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г., определяющего, что «все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами», и Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 г. № 132-р, признающей создание «родовых угодий» регионального и местного значения, закреплённых за представителями малочисленных народов Севера и их общинами.

Уполномоченный обратила внимание парламентариев на противоречивость положений федерального и регионального законодательства: Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не рассматривают родовые угодья в качестве объектов земельных правоот- ношений и объектов кадастрового учёта, между тем в законодательстве субъектов РФ (например, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) уже устанавливается статус и правовой режим родовых угодий. По мнению Уполномоченного, к данному вопросу следует подходить не только с учётом действующего земельного законодательства, но и принимая во внимание доминирующее значение экономики по сравнению с экологией в современной государственной политике. Сохранение особо охраняемых природных территорий должно являться не менее важной составляющей пра- вотворческой деятельности.

Взаимодействие международных рекомендаций и национальных законодательных предписаний, очевидно, может рассматриваться как основание правового признания прав коренных малочисленных народов, в том числе на родовые угодья. Считаю, что обеспечение такого признания и взаимодействия в соответствующем порядке посредством введения в земельное законодательство процедуры формирования границ родовых угодий и постановки их на кадастровый учёт поможет сохранить этнокультурные особенности многонационального российского государства.

Относительно деятельности хозяйствующих субъектов на территории проживания малых народов позиция такова: предоставление в пользование земельных участков и природных ресурсов в границах таких территорий должно осуществляться с учётом правового режима ограничений хозяйственной деятельности, предусмотренного для той или иной функциональной зоны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: