Оптимизация сети образовательных учреждений продолжается

Уполномоченному поступают обращения, связанные с реорганиза- цией, функционированием и ликвидацией малокомплектных городских и сельских образовательных учреждений (обращения №№ 14– 13/483, 14–13/511, 14–13/688, 14–13/748, 14–13/ 808, 14–13/881, 14–13/968, 14–13/1242, 14–13/1294, 14–13/1296, 14–13/1489, 14–13/2099, 14–13/2106, 14–13/2243, 14–13/2582). География обращений широкая: Талицкий, Артинский, Красноуфимский, Слободо-Туринский, Верхотурский районы, города Среднеуральск, Кушва, Ивдель, Новоуральск и, естественно, Екатеринбург, имеющий наибольшее число образовательных учреждений на своей территории. В большинстве указанных случаев нарушается процедура, предусмотренная для решения вопросов закрытия и реорганизации образовательных учреждений, особенно в сельской местности. По-прежнему практически в каждом обращении жителей области по этому вопросу красной строкой проходит нежелание властей любого уровня выслушать мнение людей, договориться, найти компромиссное решение. Очень часто людям сообщают о принятом решении как о свершившемся факте, не подлежащем обсуждению. Это, как правило, вызывает протестную реакцию. Конечно, есть ситуации, когда администрация присоединяемого образовательного учреждения, идущая под сокращение, манипулирует общественным мнением, организует протестные мероприятия и письма в различные инстанции. Но в этом случае разъяснительная работа со стороны муниципальной администрации должна быть удвоена и даже утроена. Люди должны чётко понимать, какие последствия их ожидают, и осознанно принимать решения.

Министерство общего и профессионального образования Свердлов- ской области (далее – Министерство) в связи с поступающими в его адрес жалобами на действия органов управления образования муниципальных образований по реорганизации или ликвидации образовательных организаций без учёта мнения родителей обучающихся информирует: «В соответствии с требованиями п. 12, ст. 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учёта мнения жителей данного сельского поселения.

Помимо указанного, само по себе принятие органами местного само- управления данного решения вопреки мнению обучающихся, их родителей (законных представителей) противоречит требованиям федерального законодательства.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 74 Федерального закона «Об общих прин- ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае совершения Главой муниципального образования действий, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации наделено правом издания правового акта об отрешении от должности Главы муниципального образования или Главы местной администрации.

С учётом изложенных обстоятельств Министерство направило письмо (исх. № 02-01-81/9290 от 02.12.2014 г.) в адрес Глав муниципальных об- разований об этой ситуации и обратило особое внимание на необходимость осуществления контроля за деятельностью муниципальных органов управления образованием, в том числе в части реализации предусмотрен- ных федеральным законодательством прав граждан на участие в принятии решений о судьбе образовательных организаций.

Решения администраций различного уровня, вступающие в проти- воречие с вышеуказанными правовыми нормами, как правило, опро- тестовываются прокуратурой, но конфликтная ситуация остаётся и переходит дальше на другие уровни, вовлекая в конфликт всё большее количество участников. С сожалением приходится констатировать, что многие представители Администраций не умеют, а часто и не считают нужным разговаривать с людьми, объяснять им свою позицию, доказывать её правильность и целесообразность.

«Наша программа обозначена в майских указах, в Посланиях, и мы обязаны её выполнять, добиваться поставленных целей.

Недопустимо другое – в результате разного рода бюрократических игр сознательно снижать планку требований, ссылаться на обстоятельства, объясняя свою неэффективность, неумение, равнодушие к порученному делу и к интересам людей.

Чиновники всех уровней должны работать, а не искать оправданий своей, подчас, бездеятельности», – подчеркнул В.В. Путин на форуме Общероссийского народного фронта 18 ноября 2014 г.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реа- лизации государственной социальной политики» поставлена задача обеспечить:

– доведение в 2012 году средней заработной платы педагогиче- ских работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

– доведение к 2013 году средней заработной платы педагогиче- ских работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

– доведение к 2018 году средней заработной платы преподавате- лей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе.

Во исполнение Указа и в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации Постановлением Правительства Свердловской области от 26.02.2013 № 223-ПП утверждён План меро- приятий («дорожная карта»), которым определены контрольные показатели (параметры) уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников.

В связи с поступившими в 2014 году сигналами о снижении за- работной платы педагогов, по указанию Губернатора Свердловской области в целях организации работы по мониторингу исполнения показателей средней заработной платы педагогических работников создана рабочая группа по вопросам оплаты труда педагогических работников муниципальных образовательных учреждений. В состав рабочей группы вошли специалисты областных Министерства образования, Министерства финансов, Уполномоченный по правам человека, Председатель Свердловской областной организации Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации, депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, руководители управленческих округов, специалист службы федерального инспектора по Свердловской области, представители пресс-службы Правительства Свердловской области.

В качестве члена рабочей группы Уполномоченный посетила об- щеобразовательные учреждения во всех районах г. Екатеринбурга, встречалась с их директорами, руководителями районных отделов образования и профсоюзов, педагогами, ответственными работниками Министерства финансов Свердловской области, Министерства образования Свердловской области, представителями иных компетентных органов.

Анализ ситуации с исполнением Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части доведения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе в Свердловской области в целом, в том числе в г. Екатеринбурге, даёт основания полагать, что по итогам года среднемесячная заработная плата указанной категории педагогов будет не ниже показателей среднемесячной заработной платы, утверждённых в региональной и муниципальной «дорожных картах».

Так, на 1 декабря среднемесячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений по региону составила 30 881 руб., при средней оценочной заработной плате 29 872 руб. и при контрольных параметрах 30 608 руб.

Причины снижения зарплат в ряде школ Екатеринбурга, как выяс- нилось, разные. Одна из основных – несвоевременное предоставление управлением образования Екатеринбурга сведений об увеличении количества учащихся и педагогов, что не позволило увеличить объём областных субвенций на образование. В итоге пострадали школы, где по сравнению с прошлым годом произошло серьёзное увеличение количества учащихся.

Повлияли на учительскую зарплату проблемы, связанные с переходом образовательных учреждений с нормативно-подушевой на окладную систему оплаты труда, наличие школ с наполняемостью ниже нормативной по объективным причинам, отсутствие объективного и обоснованного порядка распределения субвенций, полученных из областного бюджета на общее образование по муниципальным общеобразовательным учреждениям на уровне муниципалитета, являющегося учредителем, в связи с чем имеет место неравномерное распределение областных субвенций по школам и даже по районам. В отдельных случаях имели место казусные ситуации, в том чис- ле элементарные ошибки при начислении заработной платы, критерии оценки результатов деятельности педагогов не всегда отвечают принципам обоснованности, объективности, открытости, обеспечения права каждого педагога на справедливую заработную плату.

Уполномоченный считает, что процессу урегулирования спорных ситуаций никак не способствовали попытки их политизации, придания им характера публичных разборок с втягиванием учительских масс – в каждом конкретном случае необходима просто кропотливая ответственная работа при активном деловом взаимодействии всех субъектов, ответственных за выполнение президентских указов. Недостаток или полное отсутствие информации и разъяснительной работы, просчёты в планировании необходимых финансовых средств, переход на новую систему оплаты труда педагогов, стремление отдельных политических деятелей воспользоваться нестабильностью финансовой и политической обстановки и привлечь на свою сторону наиболее массовую, имеющую гигантский потенциал влияния на общественное мнение категорию жителей области повлекли массовые обращения педагогических работников, а также и младшего обслуживающего персонала дошкольных образовательных учреждений по поводу снижения зарплаты в октябре 2014 г. Вот одни из примеров таких обращений (обращения №№ 14–13/ 2780 и 14–13/ 2788):

«К Вам обращаются сотрудники детсада «Крепыш» г. Режа. Просим Вас разобраться в сложившейся ситуации. Нам, младшему персоналу детсада, с 1 октября 2014 г. добавили зарплату, но почему-то при этом убрали стимулирующие выплаты (она составляла 300 руб.) В данный момент наша зарплата составляет 7 200 руб. Мы хотим узнать, законно ли, на каком основании сняли стимулирующие выплаты. И какая средняя зарплата должна быть у младшего персонала? О повышении зарплаты младшему персоналу информацию не предоставили и не ознакомили с тарификацией.

У воспитателей в октябре сняли стимулирующую выплату по 5–6 тыс. рублей. В ответ слышим, что нет денег. А в других детсадах с воспитателей ничего не снимали.

Просим проверить, соответствует ли штат сотрудников по табелю с работающим персоналом в детсаду, лицевые счета у бухгалтера с ленточками о з/плате, которые выдают нам на руки, возможна двойная бухгалтерия.

Почему млад. персоналу не выделяют грамоты (областные, ми- нистерские), у которых стаж составляет 25–30 лет».

«Уважаемая Татьяна Георгиевна, работаю преподавателем в ГАОУ СПО СО «Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е. А. и М.Е. Черепановых». С сентября этого года резко упал уровень оплаты труда, а с октября полностью перестали платить стимулирующие надбавки. Работая на полуторной ставке уровень оплаты труда не превышает 14 000 рублей. Аналогичные проблемы наблюдаются и у ряда других преподавателей. Руководство ссылается на отсутствие финансирования из Министерства…

…Также полностью прекратили материальное стимулирование студентов и поощрение руководителей за победы в областных кон- ференциях и олимпиадах. Ссылаются также на недостаточное фи- нансирование. А энтузиастов, согласных участвовать в подобных мероприятиях ради участия, крайне мало».

Количество конфликтов в современном обществе неуклонно воз- растает. Основанием для их возникновения служит масса объективных и субъективных причин: растёт конкуренция на всех уровнях общественных взаимоотношений, перемешиваются различные культуры и религии, меняется экономическая и политическая ситуация, возникает напряжение между властью и народом и т. п. Наиболее характерными последствиями возникновения и развития конфликта являются разрыв отношений, прекращение возможности слышать и понимать друг друга. На фоне эмоций и предубеждений, захватывающих конфликтующие стороны, нередки случаи совершения правонарушений и даже преступлений. Как правило, в ситуации острого конфликта интересов люди не способны к взаимопониманию и не могут самостоятельно совладать со своими негативными эмоциями.

В большинстве случаев конфликтующие стороны пытаются решить сложную проблему «простым», с их точки зрения, и испытанным способом: через угрозы, бойкоты, манипуляцию или иные силовые методы. А ещё они стараются привлечь на свою сторону как можно больше сторонников, в том числе через обращение в СМИ, к власти и в правоохранительные органы. Цель одна – чтобы те решили за них проблему, надавили на противоположную сторону, а ещё лучше, наказали её. С учителями так нельзя!

Современному обществу настоятельно необходима культура бесконфликтного общения. Но она не возникает директивно, её нужно постепенно и целенаправленно внедрять в сознание людей на всех уровнях, начиная с детского сада и семьи и заканчивая органами власти. Людям нужно терпеливо объяснять, что помимо судебного и административного есть и другой путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и умение договариваться в сложных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: