Особенности и основные этапы духовной культуры

XIX век в России — период формирования националь­ной культуры. Вопрос об особом характере ее встал впер­вые в достаточно острой форме после победы России в войне с Наполеоном. Сам процесс поисков пронизан идеалами, рожденными широким общественным подъемом эпохи. По­литические и социальные иллюзии «дней александровых прекрасного начала», сколь ни были они кратковременны, активизировали в обществе вольнолюбивые настроения. Ги­бель императора Павла I воспринималась как падение ти­рана. Русские офицеры, участники национально-освободи­тельных войн 1805—1807 годов, видели себя защитниками свободы и справедливости. Отечественная война 1812 года придала этим идеалам и представлениям особенную силу. Но противоречивость общего процесса выявилась сразу же. Связь с политической атмосферой, определившей живой пульс русской культуры, подвергала ее целостность серьез­ному испытанию. Духовные ценности и идеалы не успевали вызревать, историческая обстановка менялась с кинемато­графической скоростью. «Великая весна 90-х годов», как называл эту эпоху надежд А. И. Герцен, сменилась време­нем глубокого разочарования. Казнь Робеспьера была вос­принята многими представителями передовой русской культуры как торжество деспотии над республиканской утопией. Важно и другое. Те самые идеи Просвещения, которые так воодушевляли представителей русской культуры в конце прошлого века, вызвали глубокое разочарование в самой Европе террором Французской революции и войнами Напо­леона. Русская культура должна была строиться на новом фундаменте, и этим фундаментом могла быть только нацио­нальная самобытность.

Воздействие передовых идеалов сказывается на характе­ре художественной жизни этого времени. В 1801 году воз­никло Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, во многом развивающее идеи Радищева. Среди его членов — писатели, ученые, художники.

Связь духовной культуры XIX века с политическими со­бытиями несомненна, и эту связь прекрасно выразил Денис Давыдов: «Был век бурный, дивный век, громкий, величавый, был огромный человек, расточитель славы. То был век бо­гатырей!» /1, c.158/.

«Богатыри» составили неповторимую, индивидуальную, личностную основу культуры России XIX века. Выдающиеся писатели, философы, художники, ученые завещали русской культуре не только свои произведения, не только поэтиче­ский, художественный язык — они завещали ей свой человеческий облик, свою личность, без которой в отечествен­ной культуре зияли ничем не заполненные пустоты.

В первые десятилетия XIX века творил целый ряд пи­сателей, стоявших как бы на перепутье. Одни из них, на­пример Державин, Шишков, объединившись в «Беседе лю­бителей русского слова», хотели быть хранителями преда­ний прошлого века и действительно хранили их. Другие — Карамзин, Крылов — приобрели славу в новом веке, но, осо­бенности своего творчества почерпнули в прошлом столе­тии.

Крупным представителем культуры на границе двух ве­ков был Н. М. Карамзин. По характеру образования, по литературным приемам он остается питомцем XVIII века, его знаменитые «Письма русского путешественника» дати­рованы прошлым столетием. Мало того, Карамзина считают наиболее ярким выразителем того настроения 80—90-х годов XVIII века, которое обусловило появление сентиментализма как литературного стиля. Этим настроением проникнуты все произведения Карамзина от «Писем русского путешественника» до «Истории государства российского». Последняя ра­бота принесла ему известность и славу. Она произвела силь­ное впечатление при своем появлении. Об «Истории» заго­ворили даже те, кто раньше не брал в руки русской книги. Пушкин назвал Карамзина Колумбом, который открыл для русских их прошедшее. Многие споры впоследствии вызва­ла научная сторона работы Карамзина, но на массу чита­телей «История государства Российского» произвела впечат­ление своими художественными достоинствами. Слава Ка­рамзина установилась у его современников так прочно, в его «Истории государства Российского» видели такое возвышен­ное произведение исторического искусства, любви к отече­ству и политической мудрости, что спокойное теоретическое отношение к его труду долгое время было просто невоз­можно.

Заслуга Карамзина состоит и в том, что он приблизил ли­тературу к обществу, язык литературы к живой речи. Но его влияние как сентиментального писателя было непродол­жительным. Для нового поколения повести Карамзина стали только историческим воспоминанием.

При всей «переходности» русская культура первой трети века обладает определенной целостностью. Это проявляется и в выражении общих настроений эпохи в художественной культуре, и во взаимодействии различных стилей и методов практически во всех видах искусства. Глубоко внутренние родственные черты объединяют столь разномасштабные яв­ления, как, например, величественная Биржа в Санкт-Петер­бурге Тома де Томона, лирический памятник княгине Гага­риной работы Мартоса, безымянная типографская виньетка литературного альманаха, фарфоровый «гурьевский» сервиз работы Пименова или малахитовый письменный прибор — изделие колыванских гравильщиков. Вплоть до рубежа XIX—XX веков, до времени так называемого «стиля модерн», русское искусство уже не имело подобной органичности про­явлений эпохи в различных сферах художественной деятель­ности.

Для первой трети столетия важнейшим качеством русско­го искусства является исключительно высоко развитый син­тез архитектуры и скульптуры, в стилистическом единстве с ними выступают декоративная живопись и прикладное ис­кусство. Достижения в области синтеза — огромный вклад русского искусства начала XIX века в мировую культуру.

Последовательное проявление объединяющего начала в художественном мышлении эпохи — признак всякого боль­шого, развитого стиля в истории искусства Этим стилем для русского искусства является классицизм. В первые десяти­летия XIX века он вступает в новую фазу, именуемую зре­лым, или высоким, классицизмом. В научной литературе его называют «русским ампиром»1.

Классицизм проявляется в писательской манере Жуков­ского и даже молодого Пушкина. Он имеет сторонников в среде молодых писателей, получает определенную поддерж­ку в эстетической теории.

«Вольное общество любителей словесности, наук и худо­жеств» в своих оценках русского искусства пропагандирова­ло положения классицизма. Вышедшая в 1807 году книга члена Вольного общества А. А. Писарева «Предметы для художников, избранные из Российской истории» написана с просветительских позиций. Этическими и эстетическими критериями автора являются нормы классицизма. Целью искус­ства Писарев в основном полагает «пользу и удовольствие», предметом его «красоты природы и нравственность». Он тре­бует от искусства укрепления «гражданственных доброде­телей» в народе.

Тем не менее, в литературе и живописи, в отличие от ар­хитектуры и скульптуры, позиции классицизма наиболее уязвимы, и он отступает под натиском романтизма.

Романтизм как литературное и художественное направ­ление первой половины XIX века сложился в западноевро­пейском искусстве на рубеже XVIII—XIX веков. Он вобрал в себя идеалы, рожденные освободительным движением на­родов Европы против феодализма и национального гнета, в то же время выражая разочарование различных социаль­ных слоев в реальных результатах буржуазного прогресса, столь отличающихся от гуманистических идеалов просвети­тельства.

России было еще очень далеко и до буржуазного про­гресса, и до разочарования в нем, но представителей отече­ственной культуры не могло не привлечь то, что в центре внимания романтизма находится человеческая личность, не­повторимая, значительная в силу своих собственных, а не сословных достоинств.

Внутренний мир героя и образ той идеальной среды, в которой он может найти проявление, романтики противопо­ставляют неполноценности окружающей социальной действи­тельности.

В русской культуре первой половины XIX века романтизм имеет свою специфику: вера в идеалы разума, прогресс, эле­ментарные права личности — все это было еще актуальным в русской общественной жизни начала XIX столетия. Дру­гими словами, романтизм определяет историческое своеоб­разие русской художественной культуры той поры. Как на­правление, он отчетлив в литературе, живописи, графике, театральном искусстве, достаточно ощутим в архитектуре и скульптуре. В начале века романтизм еще проявляется ме­нее отчетливо, и зачастую романтические черты сочетаются с классицизмом и сентиментализмом.

Целостность русской культуры XIX века проявилась в единстве всех форм духовной деятельности: «в русской куль­туре существует что-то вроде литературно-философской эста­феты, и даже шире — эстафеты искусства и философии, из сферы художественного созерцания набранная мощь передается в область философского осмысления, и наоборот. XIX век проходил под лозунгом этого единства» /2, с.5/.

Вторая треть XIX века определяется резкой сменой поли­тических настроений. Высочайший подъем общественной ак­тивности, надежды и идеалы начала века рухнули в декабре 1825 года. Наступил период тяжелого духовного террора. Развитие русской культуры приобрело особые формы и вы­разилось в специфических сферах деятельности, на которых следует остановиться подробнее. Правительственная реак­ция, последовавшая за поражением декабристов, стремилась подчинить себе все проявления культурной жизни страны. «Сильно возбужденная деятельность ума в Петербурге... мрачно замкнулась 14 декабрем. Явился Николай с пятью виселицами, с каторжной работой, белым ремнем и голубым Бенкендорфом», — так определял этот период русской исто­рии А. Герцен /3, с.101/.

Познакомимся с мнением еще одного философа России М. Гершензона, который в 1910 году писал о николаевской реакции: «...Его правление представляет собой только не­прерывный ряд попыток обуздать жизнь, попыток судорож­ных, каждый раз безуспешных, и от того все более грубых, все более жестоких. Он не поработил Россию, а только ка­лечил ее тридцать лет с целью порабощения. Он не спра­вился даже с материальной жизнью, еще призрачнее оказа­лась его власть над духом» /4, с.7/.

В сфере культуры была выдвинута в 1833 году знаме­нитая тройственная формула: «православие, самодержавие и народность», получившая широкую поддержку в консерва­тивной периодической печати, в верноподданнических произведениях литературы и искусства.

«Все пошло назад, кровь бросилась к сердцу, деятель­ность, скрытая наружи, закипала, таясь, внутри» /3, с.102/. И чем больше стеснялась внешняя свобода, тем большая энергия скоплялась внутри, чем ожесточеннее давили мысль, тем большей глубины и напряженности достигало интеллек­туальное движение в русском обществе. В таких социальных условиях скрытые идеалы и стремления находят свое выра­жение в сфере искусства и в области «чистой» мысли — в философии. Это произошло и в России. В целом, русская культура XIX века наиболее полно выражается в искусстве, философской и общественно-политической мысли, просвещении и науке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: