1. Этапы развития иммунологии. Определение иммунитета. Виды иммунитета. Видовой и индивидуальный, врожденный и приобретенный иммунитет.
2. Организация иммунной системы. Клетки иммунной системы. Т - и В -лимфоциты. CD -маркеры.
3. Естественные киллеры и АГ-представляющие клетки.
4. Понятие об антигенах, химическая природа, признаки. Антигенные детерминанты, их природа и число в молекуле антигена.
5. Классификация антигенов. Гаптены. Коньюгированные антигены. Реакция Ландштейнера. Адъюванты. Толерогены.
6. Природа и специфичность антигенов. Патологические антигены. Аутоантигены. Суперантигены.
7. Антигены микробной клетки, локализация, химическая природа. Перекрестно реагирующие антигены микробов, их химическое строение и связь с антигенами групп крови, трансплантационными антигенами.
8. Роль антигенов в инфекционном процессе и развитии иммунного ответа. Характеристика гетерогенных антигенов Форссмана.
9. Антигены организма человека и животных. Понятие об антигенах главного комплекса гистосовместимости (МНС). Классификация антигенов по степени гистосовместимости.
|
|
10. Гуморальные иммунные реакции. Межклеточная кооперация.
11. Антитела. Иммуноглобулины различных классов, их характеристика. Строение молекул иммуноглобулинов IgM, IgG, IgA, IgD, IgE, sIgA. Специфичность активных центров.
12. Типы и функции антител. Антителообразование. Фазы иммуногенеза. Динамика образования антител при первичном и вторичном иммунном ответе.
Задание 41. Постановка ориентировочной реакции агглютинации на стекле с целью идентификации выделенного микроба. Результаты опыта зарисовать. Результаты внести в таблицу:
Ингредиенты | Ход исследования | Результат |
Выделенная культура | На предметное стекло нанести отдель-но по капле агглютинирующие диагностические сыворотки и физраствор (контроль). В каждую каплю внести петлей испытуемую культуру и разме-шать легким покачиванием стекла. Через 2–3 мин отметить, в какой капле сыворотки произошла агглютинация. В контрольной капле должно быть лег-кое помутнение |
Примечание: нельзя переносить петлю из капли с иммунной сывороткой в физиологический раствор. Склеивание микробов происходит в течение первых минут наблюдения, когда при покачивании стекла в мутной капле образуются хлопья, которые, укрупняясь, перемещаются к периферии. В контрольной капле образуется равномерная муть.
Задание 42. Постановка РПГА – реакции Видаля для диагностики брюшного тифа (серодиагностика – обнаружение антител в сыворотке больного к микробу, вызвавшему заболевание). Результаты отразить в таблице:
Ингредиенты | Номера пробирок и разведений | |||||
1:50 | 1:100 | 1:200 | 1:400 | 1:800 | К | |
Сыворотка (1:50) на 8-й день болезни или сыворотка (1:50) на 15-й день болезни | 1,0 | 1,0 вылить | ||||
Физраствор | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Брюшнотифозный эритроцитарный диагностикум | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Примечание:
|
|
- перенести из 1-й пробирки 1,0 мл во вторую, из 2-й – в 3-ю и так далее, а из 5-й вылить дезраствор 1,0 мл;
- по 0,1 мл соответствующего диагностикума внести в каждую пробирку, поместить на 2 ч в термостат и оставить при комнатной температуре;
- результаты отмечают через 2 ч и на следующем занятии;
- учесть РПГА, зарисовать наблюдаемую картину, отметить титр исследуемой сыворотки.