Рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, е.т. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Экономическое равенство – равенство между собственниками ресурсов.
Условия развития рынка:
1. общественное разделение труда и экономическая собственность товаропроизводителя;
2. развитие многообразных форм собственности (ведёт к конкуренции);
3. демократизация производства под воздействием государства;
4. развитие, правовые отношения (работает закон права);
5. развитые экономические инструменты (цена, заработная плата, процентная ставка, кредит, налоги).
Функции рынка:
1. саморегулирования экономического развития;
2. стимулирующая функция (санирующая)
3. информационная (через изменение экономических показателей);
4. посредническая (магазины, дилерские компании) означает соединение продавца с покупателем.
Эндогенные (внутренние) характеристики рынка, осуществляются на основе использования денег, цен, спроса, конкуренции, экономических законов, принципа «недвижимой руки» (совокупность интересов). Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение.
|
|
Спрос – выражает далеко не всю гамму потребностей населения, а лишь ту часть, которая обеспечена его покупательной способностью, т.е. денежным эквивалентом. Поэтому спрос отражает реальный объём и структуру общественных потребностей.
Предложение – представляет собой, собственно говоря, рыночные фонды (запасы), т.е. совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации.
Соотношение между спросом и предложением в конечном счете устанавливает цену. Цены в свою очередь несут информацию о состоянии рынка как для потребителей, так и для производителей. Они предопределяют поведение каждого хозяйственного субъекта на рынке. В цене суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения.
Деньги – это всеобщее покупательное и платёжное средство, или деньги – это особый товар, который является всеобщим эквивалентом для остальных товаров.
C помощью денег, акта купли-продажи происходит признание обществом полезности того или иного блага. Реализация товаров проходит по форме Т-Д-Т (где Т – товар, Д – деньги) при оплате наличными или по форме Т-О-Т-Д (где значение символов Т и Д сохраняется, а О – (обязательства платежа) при продаже товаров в кредит.
Экономические интересы – это побудительные мотивы к действиям.
Объекты рынка – это относительно чего возникают экономические отношения (земля, средство производства, рабочая сила, идеи …).
Субъекты рынка – участники рынка:
1. домохозяйства – собственники и поставщики экономических ресурсов;
2. бизнес – функционирует с целью получения прибыли на основе рефинансирования;
3. государство (правительство).