Спрос и закон спроса

Спрос выражает только потребности, которые подтверждаются платёжеспособностью потребителей.

Эффект замещения - связан со снижением цен, покупатель не только покупает, но и делает альтернативные покупки.

Закон спроса – выражает обратнопропорциональную зависимость между ценой и спросом, чем выше цены, тем меньше спрос и больше предложение, чем ниже цены – тем больше спрос и меньше предложение.

Закон спроса не действует:

1. при экономическом ожидании – субъективные представления экономического субъекта о возможном изменении рыночной коньюктуры в будущем.

2. при приобретении товара.

Кривая спроса

Рассмотрим взаимосвязь спроса с ценой, т.е зависимость спроса от цены. Отложим на оси абсцисс объёмы продукции Q, на которые предъявляется спрос, а на оси ординат – цены на данный товар Ц и проведём линию, выражаемую взаимосвязь между ними (рис.1).

Кривая спроса (С) представляет обратную функциональную зависимость изменения спроса от динамики цены. Поэтому любая кривая спроса сама по себе выражает функциональную зависимость величины спроса от цены: когда цена движется в одном направлении (в сторону повышения или понижения), величина спроса изменяется в противоположном направлении (соответственно в сторону понижения или повышения). В связи с этим можно сказать, что величина спроса – это конкретная количественная определённость, диктуемая или навязываемая ценой.

Факторы спроса:

1. цена;

2. количество покупателей на рынке;

3. денежные доходы потребителей;

4. мода, погода;

5. экономические ожидания

2. Предложение и закон приложения

Предложение – это то данное количество товара, которое товаропроизводитель желает и может произвести, поставить на рынок по данной цене из ряда возможных цен.

Для предложения, сигналом к расширению производства любого товара и, следовательно, его предложения является повышение цен. Чем выше будут цены на определённый товар, тем большую заинтересованность будут проявлять производители в увеличении его выпуска.

Кривая предложения

Если на оси ординат отложить цены, а на оси абсцисс – количество продукции, предлагаемой товаропроизводителями, то графически можно выразить функциональную зависимость изменения предложения от динамики цен (рис.2).

Любая точка кривой предложения показывает, какую цену надо заплатить за единицу предлагаемого товара, чтобы данное его количество было предложено рынку.

Восходящий характер кривой предложения отражает действие закона предложения, который заключается в том, что для подавляющей части благ, чем выше цена на них, тем больше количество соответствующих благ будет произведено и предложено на рынке.

Обратная функциональная зависимость между предложением и ценой, т.е. когда независимой переменной выступает предложение, а зависимой – цена, выраженная на рис.2 по средством смещения кривой предложения в плоскости осей координат (кривые П, П,,). Смещение кривой предложения вправо означает расширение предложения товара, влево – сокращение его предложения. К тому же это указывает на влияние неценовых факторов на предложение данного товара.

Факторы предложения (терминанты):

1. цена;

2. затраты, издержки производства;

3. средства производства и технологии;

4. налоги и ставка процента;

5. мода, престижность;

6. экономическое ожидания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: