Монополистическая конкуренция

Монополист – это единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли.

Монополистическая конкуренция – распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции, или монополистическая конкуренция – отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, не вступая между собой в тайные соглашения. Предполагает смешение черт чистой конкуренции и монополизма. Монополистическая конкуренция подразумевает рыночную ситуацию, когда относительно большое число небольших фирм производит похожую, но не одинаковую продукцию.

Основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:

1. на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм, каждая из которых занимает незначительную часть рынка;

2. эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

3. вступление новых фирм в отрасль не является сложным, чтобы открыть новую овощную лавку, ателье и т.д., не требуется значительных первоначальных капиталов;

4. фирмы на рынках монополистической конкуренции независимы в выборе цены и объема выпуска. Предприниматель, решая вопрос о цене, не принимает во внимание возможную реакцию своих конкурентов;

5. доступ к информации о ценах, возможных прибылях фирм на рынках монополистической конкуренции относительно прост.

Неэффективность монополистической конкуренции

Неэффективность монополистической конкуренции связана с двумя моментами.

Первый обусловлен тем, что равновесная цена на этом рынке превышает предельные издержки, это значит, что покупатель не только покрывает издержки производства дополнительных единиц продукции, но и терпит определённые убытки.

Второй момент снижения эффективности рыночного механизма монополистической конкуренции обусловлен достижением такого объёма производства, который меньше масштаба производства, обеспечивающего минимизацию средних общих издержек.

В целом такая неэффективность не может не сказаться на ухудшении благосостояния потребителей в результате как установления более высоких цен, так и сокращения предложения товаров.

Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции, постепенно переходящей в олигополию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: