Методологические аспекты макроэкономических показателей

Национальная экономика – совокупность однородных инстуциональных единиц выступает как сектор нац. экономики.

Сектора национальной экономики:

1 сектор – нефинансированных предприятий (производственный сектор нац. эк.);

2 сектор – домашних хозяйств (граждане страны, представители мелкого бизнеса, фермерство), присваивает факторные доходы (зарплата, рента, трансферные доходы);

3 сектор – государственный сектор эк-ки (гос. предприятия);

4 сектор – финансовый сектор эк-ки (банки, инвестиционные компании и т.д.);

5 сектор – некарпорированный сектор в непроизводственной сфере (частное образование, здравоохранение, культура, туризм и т.д);

6 сектор – внешний мир, заграница.

Типы национальной экономики:

1 тип – современные индустриальные и постиндустриальные страны (страны большой семерки);

2 тип – развитые промышленные страны (Швеция, ЮАР);

3 тип – страны развивающего мира (Индия, Мексика);

4 тип – сырьевые страны (Россия, Ближний Восток, Юго – Восточная Азия);

5 тип – зависимые и слаборазвитые страны (Бангладеш, Афганистан).

Критерии национальной экономики:

1 критерий – объем национального продукта производимый в стране.

2 критерий – политика-экономическая роль страны в мировом хозяйстве.

Для характеристики и оценки экономического развития страны существует целая система показателей, которая позволяет измерить общие результаты хозяйственной деятельности всех участников экономических отношений.

В связи с этим сложились две системы хозяйства: директивно-плановая и рыночно - регулируемая.

Возникли два метода расчёта макроэкономических показателей: балансовый и национальных расчётов.

Балансовый метод расчёта макроэкономических показателей охватывает в основном материальное производство.

Система национальных счетов – народное хозяйство в целом, т.е. материальное и нематериальное производство.

Совокупный общественный продукт

Общественный продукт – это совокупность товара и услуг, произведенных в стране в течении года (причем таких товаров и услуг, которые обеспечат эффективное развитие страны).

В состав общественного продукта включаются:

· материальные блага;

· услуги непроизводственной сферы (медицина, банковское обслуживание, бытовые услуги).

Стоимостная структура общественного продукта:

W = C + V + m

C - фонд воспроизводства средств производства или фонд возме-

щения материальных затрат или амартизационный фонд;

V +m - вновь созданная стоимость в течении данного года или наци-

ональный доход. Он включает в себя необходимый продукт

(общероссийский фонд оплаты труда). Часть фонда исполь-

зуется на содержание нетрудоспособных и не занятого насе-

ления;

m - прибавочный продукт – на цели расширения производства,

накопления капитала. Из этого формируется фонд накопле-

ния (ФН) и фонд потребления (ФП), следовательно прибыль

предприятий, собственников.

Совокупный общественный продукт (СОП) – представляет собой всю совокупность произведённых благ (товаров и услуг) в материальном и нематериальном производстве страны вне зависимости от их функционального и потребительского назначения.

Валовой общественный продукт

Валовой общественный продукт (ВПО) – это сумма стоимости товаров и услуг, произведённых всеми хозяйственными субъектами и поступивших через экономический оборот в cферу потребления.

ВПО складывается из продукции отдельных предприятий, поэтому он неизбежно включает повторный счёт промежуточного продукта. Промежуточный продукт (ПП) – это сырьё, материалы, узлы и детали, комплектующие и другие изделия, стоимость которых неоднократно включается в продукцию многих предприятий, участвующих в процессе производства готового продукта.

Конечный общественный продукт

Валовой общественный продукт (ВПО) за вычетом промежуточного продукта (ПП) образует конечный общественный продукт (КОП), который предназначен для удовлетворения потребностей населения, восстановления потреблённых средств производства и накопления:

КОП = ВПО – ПП

С целью устранения повторного счёта современная статистика использует такой показатель, как добавленная стоимость, которая состоит из объёма продаж предприятия за вычетом стоимости предметов труда, купленных им для производства своей продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: