Научного знания

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответству­ют специфические формы знания. Обыденно-практическое знание. Существовало еще на ранних этапах человеческой истории,доставлявшее элементарные сведе­ния о природе и окружающей действительности. Его основа: опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, не­систематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обы­денного знания, которое производится повседневно и является ис­ходным пластом всякого познания. Включает: здравый смысл, при­меты, назидания, рецепты, личный опыт, традиции. Особенность: 1.используется человеком практически неосознанно и в своем применении не тре­бует предварительных систем доказательств2.принципиально бесписьменныйха­рактер.

Личностное знание. Оно ставит­ся в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельнос­ти. Коллективное знание общезначимо или надличностно и пред­полагает наличие необходимой и общей для всех системы поня­тий, способов, приемов и правил построения знания.

Религиозное знание. Базируется на вере и устремляется за пределы рационального в сферу постижения сверхъестественного. Религиозное знание, являясь одним из наиболее ранних форм знания, заключает в себе механизмы регулирования и регламентирования жизни общества. Его атрибутами являются храм, икона, тексты Священного писа­ния, молитвы, многообразная религиозная символика. Вера — это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности.

Формы вненаучного знания: Паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологи­ческим стандартом, это уче­ния о тайных природных и психических силах и отношениях, скры­вающихся за обычными явлениями, самыми яркими представи­телями паранормального знания считаются мистика и спиритизм; Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; Квазинаучное знание ищет себе сторонников и привержен­цев, опираясь на методы насилия и принуждения; Антинаучное знание как утопичное и сознательно искажаю­щее представления о действительности - предмет и способы исследования проти­воположны науке; Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, «умелая обработка фактов. Народная наука - особая форму вненаучного знания, в сейчас стала делом отдельных групп или отдельных субъек­тов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жре­цов, старейшин рода.

Специфика научного знания. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения нового объективного, истин­ного знания, направленного на отражение закономерностей дей­ствительности. Наука – это творческая деятельность, результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Как и другие формы познания, наука есть социально историческая деятельность, а не только “чистое знание“. Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания. Основные особенности научного познания (критерии научности). 1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности и их систематизация.2. Целью научного познания является – объективная истина (отсюда характерная черта – объективность).3. Знание ориентировано на воплощение в практике.4. Научного познания направлено на воспроизводство знаний.5. В процессе познания применяются средства познания (материальные и духовные), которые сами являются предметами познания.6. Для научного знания характерна строгая доказательность, обоснованность и достоверность.7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза, программа.

Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать - это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе по­знания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма зна­ния, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение про­блемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. Поппёр: наука начинает не с наблюдений, а с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к дру­гим — от менее глубоких к более глубоким. Возникают: а) либо как следствие противоречия в отдельной теории; б) либо при столкновении двух различных теорий; в) либо в результа­те столкновения теории с наблюдениями. Условия решения: а) ясное, четкое ее формулирование; б) критическое исследование различных ее решений. Понятие факт имеет следующие значения: 1. Некоторый фрагмент действительности, объективные со­бытия, результаты, относящиеся либо к объективной реальности («фак­ты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»). 2. Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. синоним истины. 3. Предложение, фиксирую­щее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экс­периментов.

Факт становится научным когда он яв­ляется элементом логической структуры конкретной системы научно­го знания, включен в эту систему. Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предпо­ложение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значе­ние которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипоте­тическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требу­ет проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипо­тез — а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоиз­меняются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасывают­ся, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат. В современной методологии: а) форма теоретического знания, характе­ризующаяся проблематичностью и недостоверностью; б) метод разви­тия научного звания. Требования: - соответствие фактам, которые эта гипотеза собирается объяснить; - внутренняя непротиворечивость; проверяемость; соответствие ранее накопленному, объективно истинному теоретическому знанию; простота. Теория – это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области. Т – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т е в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Т. не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Т является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Н-ис. программа Данное понятие впервые вводится Лакатосом в рамках модели развития науки. Термин научно-исследовательская программа отождествляется с термином парадигма. Локатос говорит об определенной структуре такой программы, включающей в себя три элемента. 1.“Жесткое ядро” – это основные, или базисные положения (идеи) научно-исследовательской программы, которые подвергаются сомнению в последнюю очередь 2. “Негативная эвристика” (лат.negativus – отрицательный и греч. heurisko – находить) – это своеобразный “защитный пояс” для “жесткого ядра”, представляющий собой предположения и допущения, которые призваны преодолеть противоречия, возникающие между ним и какими-либо вновь обнаруженными фактами. 3. “Позитивная эвристика” (лат.positivus – положительный и греч. heurisko – находить) – это создание таких положений и идей, которые направлены на изменение и развитие “опровержимых вариантов” научно-исследовательской программы, или, говоря иначе, на – своего рода улучшение, совершенствование, модернизацию ее “жесткого ядра”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: